пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 12 февраля 2010

Дело мастера Фёдорова

В мастерской одного из домов по улице Циммервальда в Данилове то и дело раздаются звуки инструментов. Это означает только одно: мастер Евгений Фёдоров занят изготовлением очередного шедевра.

автор Александр ТИХОНОВ    фотограф Евгений КОВАЛЕНКО

 

Обыкновенные брусья и доски превращаются в его мастерской в произведения искусства подобно тому, как несуразная крестьянка становится Золушкой, – лёгким движением «волшебной палочки» – топора и рубанка. И если Золушка – дело рук сказочной феи, то столы и стулья, карнизы и рамы, которые украшают дом Евгения, сделаны его соб­ственными, вполне земными, хотя и золотыми руками.
По утрам он заводит свой УАЗ и едет в деревню Спас – преподавать уроки труда ребятам из детского дома. Настоящий народный умелец обязан иметь учеников – иначе кто будет прославлять его ремесло в будущем? Обо всех своих профессиональных секретах Евгений Фёдоров рассказывает детям. А, возвратившись в Данилов, приходит в свою мастер­скую и засиживается там допоздна.
Слава о нём докатилась аж до столицы: недавно Евгений работал над оформлением зала Кулу в музее имени Николая Рериха в Москве. К этому мы ещё возвратимся, а пока расскажем, чем прославился Фёдоров на Даниловской земле.
Сейчас Евгений помогает священнику отцу Вадиму восстанавливать храм в деревне Покров Даниловского района. Двое мужчин собственными силами практически на одном энтузиазме возрождают церковь из руин. Работа спорится уже четвёртый год, храм открыт для прихожан, и реставрация неуклонно приближается к концу. Новенькие алтарь, аналой и врата – дело рук мастера Фёдорова. Однако ж не только с деревом работает мастер. Новые купола на храме – тоже его работа. Евгений самостоятельно сваривал каркасы для пяти куполов и по­крывал их оцинкованным железом. Каждый лепесток железа он изготавливал собственноручно. Маленькие купола поднимали на крышу краном, а самый большой купол крану оказался не под силу – Евгению пришлось сооружать его прямо на высоте. Сейчас даниловский умелец вместе с отцом Вадимом работают на колокольне. На высоте тридцати метров Евгений и батюшка кроют крышу. Сначала это хотели поручить альпинистам, но те не смогли приехать в По­кров, и поэтому Евгений Фёдоров с отцом Вадимом взялись за дело самостоятельно. Поверхность на высоте почти отвесная, и это только усложняет работу. Но уже не ровен день – церковь в Покрове засияет.
– Сегодня люди, наполненные такой внутренней добротой, увы, встречаются редко... Мы познакомились несколько лет назад, когда я попросил его помочь мне с отделкой храма. И Женя оказался лёгким на подъём. Многие люди помогали мне реставрировать церковь, но такой старательной аккуратности и добросовестного отношения к делу я не встречал, – рассказывает священник. – А ещё, вы знаете, он на своём УАЗе всех из кюветов вытаскивает. Застрянет кто-нибудь – и звонит Жене – а кому ещё? Он и мчится сразу на помощь.
Евгений Фёдоров родился и вырос в Любимском районе. Как любой мальчишка, любил смотреть, когда чьи-нибудь умелые руки рубят, строгают, колотят... Так было со многими: ещё и ходить толком не научились, а уже рубанок в руках дер­жат и норовят к чему-нибудь его приспособить. А в Мастеров вырастали единицы. Евгений Фёдоров Мастером стал.
После школы он учился на слесаря в училище в Ярославле, потом остался там на некоторое время. А вскоре переехал с семьёй в Данилов, где и живёт последние 23 года.
Где он научился столь искусным навыкам? Евгений скромно пожимает плечами: нигде специально не учился, курсов никаких не заканчивал, всё как-то само пришло.
– Наверное, в школе я впервые сделал что-то своими руками. И этим чем-то был, если не ошибаюсь, стол, – вспоминает мастер. – Тогда я осознал, что способен на большее, гораздо большее. И начал совершенствовать свои способности, которые, кстати, ничем не превосходили способности любых других ребят.
В деталях Евгений Фёдоров никогда не повторяется: все его творения по-своему уникальны и неповторимы, но при всём разнообразии весьма сложно ошибиться в авторстве изделия. Все его изделия необыкновенно гармонируют друг с другом.
Практически вся мебель и убранство в доме Фёдоровых сделаны главой семьи, и они – результат его многолетнего упорного труда и стараний.
Музею Николая Рериха его рекомендовала директор Даниловской картинной галереи Людмила Головкина. Столичные резчики по дереву запрашивали бешеный гонорар, который музейщики оплатить были не в состоянии. И Людмила предложила сотрудникам музея скромного даниловского умельца Евгения Фёдорова, талантливого и добросовестного. Москвичи с радостью приняли предложение, и Евгений взялся за работу. Приглашение москвичей поработать в музее, с одной стороны, отдавало дань уважения мастеру, с другой – накладывало определённую ответственность: Евгений должен был поддержать планку мастерства на подобающем уровне, то есть – на высочайшем.
Оформление зала включало в себя художественную обработку деревянных рам-окладок на окна, двери, проёмы и витрины.
– Я должен был украсить резьбой несколько десятков двухметровых досок, – рассказывает Евгений. – И хотя я всю свою жизнь занимаюсь этим делом, работа предстояла трудная. И дело здесь даже не в сложности техники исполнения, а в чрезвычайно большом объёме работы. Я принимался за дело рано утром, и к десяти вечера было готово лишь тридцать сантиметров резьбы на одной доске. И так каждый день – не больше тридцати сантиметров.
Вся резьба на окладках для зала Кулу выполнена в индий­ском стиле для гармонии с работами Рериха периода пребывания художника в Индии.
Евгений Фёдоров отмечает сходство индийской резьбы с нашей, русской, то есть техника примерно одинакова, различаются они лишь содержанием. В основу индийской резьбы взяты сюжеты из мифов, и на досках, оформленных Фёдоровым, встречаются загадочные герои и животные, не знакомые неподготовленному зрителю.
– Иногда работаешь и не понимаешь, кого же ты вырезаешь, – говорит Евгений и показывает мне доску с изображением то ли тигра, то ли какого другого хищника. – А на самом деле это птица! Я сразу вспомнил львов, изображённых на древнерусских церквах. В то время наши архитекторы не могли видеть львов и поэтому придавали им сходство с котами. А здесь экзотическая птица, словно злой хищник!
Работа Фёдорова москвичам пришлась по душе, и его попросили оформить ещё несколько окладок прямо в музее. Оставшееся даниловец доделывал уже в столице.
Несколько раз в неделю Евгений Фёдоров ездит из Данилова в деревню Спас передавать детям своё умение. Уезжает туда на целый день и появляется дома только к десяти вечера. В Спасе у Евгения растёт достойная смена. Его воспитанники мастерят диваны, стулья, скамейки – словом, всё то, что необходимо везде и всегда. А прошлой осенью он вместе с ребятами ездил в Ярославль на фестиваль «Ярмишка», где проводил мастер-класс для посетителей.
Дома у Евгения тоже всегда много работы. Одна из его дочерей ждёт ребёнка, и умелец делает кроватку для будущей внучки. На изголовье колыбели – ангел-хранитель, выполненный в рельефной резьбе.
В мастерской у Евгения стоят врата для алтаря из церк­ви под Костромой – его по­просили их восстановить. Вратам уже очень много лет, и выполнены они необычной резьбой. Местами узоры разрушены, и их необходимо вырезать заново. Часть работы Фёдоров уже выполнил, и можно с уверенностью сказать, что от оригинала восстановленные куски ничем не отличаются.
Даже инструменты Евгений Фёдоров изготавливает для себя сам. Резцы для дерева он вытачивает из пилы, которой пилят рельсы.
– Работает безотказно. И главное – не тупится совсем. У меня есть два набора резцов, так они лежат без дела. Стоит ими по доске пройтись – как нужно затачивать снова. А я к такому не привык. Правда, в Москве я видел резцы по 3000 рублей каждый. Вот, может, они действительно неплохие. Но мне такие не по карману, – признаётся Евгений.
Творческая жилка даниловского мастера передалась и его дочерям – у него их три. Старшая заканчивает консерваторию в Саратове, средняя учится в Красносельском училище художественной обработки металла, а младшая – будущий хореограф, учится в Орле.
О своих планах на будущее Евгений Фёдоров распространяться не любит: да и чего там, двух дочерей нужно на ноги поставить, старшая уже замужем. Наступит весна – вновь закипит работа в храме в деревне Покров. Будут новые заказы, предложения. Ещё не один мастер-класс проведёт умелец.
Шум тем временем в его мастерской затих, и свет погас. Завтра будет новый день, и снова Евгений встанет рано утром, заведёт УАЗ и поедет в Спас учить детей тому, что стало главным в его собственной жизни.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Дом для АурикиАурика Саматова – доярка, работает на ферме в Настасьине, что в Любимском районе. Она тут сравнительно
  • За русакомСпрос на горностаевые мантии упал: у королей другие моды. И куниц, норок, хорей, бобров охотники промышляют
  • Сельские капиталисткиБРЕЙТОВО. Федеральный закон о материнском капитале действует с 1 января 2007 года. В отделение Пенсионного