Заседание муниципального совета прошло в довольно расширенном составе: участие в его работе принял губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, депутаты не только городского поселения, но и муниципального сельского района, а также приглашённые местные жители. Такой формат был не случаен. Сергей Алексеевич с первых же слов уточнил, что проблему моногорода Тутаева невозможно решать без участия муниципального района, а также простых людей.
– Только с середины прошлого года нам удалось приступить к конструктивной работе как в городе, так и в муниципальном районе, – сказал губернатор. – До того момента складывалось впечатление, что тутаевцы махнули на всё рукой, разуверившись в возможности улучшения своей жизни к лучшему. Однако нам удалось разбудить их дремлющую инициативу.
Доказательством этому стало количество предложений в комплексную программу развития города: 80 проектов.
– Естественно, мы не могли включить все, – продолжил Сергей Алексеевич. – Однако 17 пунктов были приняты на рассмотрение. В итоге после консультаций с Министерством регионального развития, где нам указали на наиболее перспективные из них (а следовательно, и достойные финансирования), мы остановились на десяти проектах. Все они должны служить одному – развитию экономики Тутаева.
Комплексная программа развития Тутаева является пилотным проектом не только в масштабе области, но и всей России. Не случайно Вахруков во время своего выступления сказал, что главным конкурентом Тутаева по получению помощи является Тольятти с его «АвтоВАЗом». Кстати, первая часть программы по возрождению (не боимся этого слова) Тутаева уже подготовлена рабочей группой и сегодня направлена из областного правительства в федеральное Министерство регионального развития для утверждения.
В Тольятти – «АвтоВАЗ», в Тутаеве – дизелестроение. Именно проблеме его сохранения, стабилизации и дальнейшего увеличения производства продукции и посвящён первый пункт комплексной программы. Как рассказал собравшимся губернатор, развитие ТМЗ невозможно без участия его собственников. Поэтому в рамках работы над программой проводились встречи с руководством ОАО «Ростехнологии», имеющего 30 процентов акций, и «Группы ГАЗ» – 18 процентов.
Прошло согласование позиций также и с основными покупателями продукции Тутаевского моторного завода – МАЗом, КамАЗом и ЯМЗ. Кроме того, на территории предприятия планируется организовать технопарк, который позволит создать условия для привлечения на эту площадку инвесторов.
Главные направления восстановления ТМЗ будут состоять из следующих пунктов: сохранение производства дизельных двигателей большой мощности, производство коробок передач, создание полного цикла в литейном цехе.
Впрочем, губернатор манны небесной собравшимся не обещал. Он ясно дал понять, что ТМЗ в теперешнем формате – с нынешним оборудованием и нынешними технологиями – не имеет на рынке никаких шансов для выживания. Поэтому одновременно с процессом оздоровления предприятия (которое может занять не один год) следует думать о диверсификации – создании и развитии других направлений тутаевской экономики. Ведь людям нужны работа, зарплата и достойная жизнь уже сегодня, а не в далёком счастливом будущем.
Поэтому планируется возрождение экспериментального производства ЯМЗ с выпуском двигателя ЯМЗ-650. Этот мотор может быть использован и на установках КГУ (о которых «СК» писал вчера). По словам губернатора, здесь уже формируется портфель заказов. (Кстати, Сергей Алексеевич оптимистично оценил рынки сбыта ярославских газопоршневых генераторов, сообщив, что они могут быть востребованы не только в Ярославской области.)
Кроме этого будет делаться упор на создание в Тутаевском районе производств по переработке сельхозпродукции. Любопытная деталь: в прошлом году ярославское сельское хозяйство имело положительные показатели роста, за исключением одного муниципального района – Тутаевского. Так что здесь ещё работать и работать…
Разумеется, не был забыт и туризм. На самом деле левобережный Тутаев сохранился в уникальнейшем виде, который вряд ли найдёшь в других российских городах. Однако для развития туризма здесь не делается ничего. Был приведён пример с Мышкином.
– Тутаев по своему историческому облику ничуть не уступает этому городу, – заявил Сергей Вахруков. – А кое в чём и превосходит! И здесь есть хорошая транспортная инфраструктура, Волга. За исключением одного – там люди крутятся, работают, придумывают, а здесь – тишина… Если в Мышкине туристические фирмы чартером везут туристов из Москвы, что мешает это делать и вам? Надо проявлять инициативу, а не ждать манны небесной!