«Стеклянный зверинец» – это история о семье, о доме, а точнее – щемящая драма их крушения, трагическая история одиночества. И о том, сколь необходим в условиях раскола человеческих связей круг близких людей, на которых можно положиться. Нередко, когда в окружающем мире не найти любви и понимания, уход в мир мечты и фантазии зачастую становится единственным путём решения проблем и несчастий. Герои Уильямса живут в своих выдуманных мирках: Том Уингфилд, работающий на обувной фабрике, пишет стихи и мечтает стать путешественником, его сестра Лаура чувствует себя комфортно только в игрушечном мирке стеклянных зверушек, их мать Аманда живёт в воспоминаниях и мечтах о счастье для своих детей.
Можно ли быть услышанными друг другом, как сделать близких людей счастливыми? На эти и другие вопросы пытаются ответить герои спектакля, который поставил режиссёр Денис Кожевников. В «тогдашних» страданиях и горестях членов этой семьи узнаются теперешние страдания и горести множества других уингфилдов по всему миру. Автор владеет такой силой и мастерством художественного обобщения, что под его пером частное и не такое уж, казалось бы, значительное явление наполняется большим, поистине общечеловеческим социально-философским смыслом. Ведь и сегодня одинокий человек живёт в мире, по-прежнему охваченном, как замечает автор, «медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния». Авторский посыл прекрасно понимают и точно реализуют как режиссёр, так и актёры.
Чаша этого испепеляющего отчаяния прежде всего до конца испита матерью – Амандой Уингфилд. Эта маленькая женщина обладает огромным жизнелюбием, но не умеет жить и отчаянно цепляется за прошлое и далёкое. Она отнюдь не параноик, но её жизнь – сплошная паранойя. В Аманде много привлекательного и много смешного, её можно любить и жалеть. Заслуженная артистка России Светлана Колотилова тщательно лепит ртутный характер Аманды, не довольствуется готовым типажом или наработанными стереотипами. Работает она удивительно свежо и психологически убедительно. Роль Аманды Уингфилд в исполнении Светланы Колотиловой – поистине душа и камертон всего спектакля.
Достойными партнёрами признанного мастера рыбинской сцены выступают молодые артисты – Алексей Батраков в роли Тома и Дарья Кошелева в роли Лауры. Роль у Алексея Батракова нелёгкая. Он и ведущий, и в то же время главное действующее лицо. Уже во вступлении Том говорит, обращаясь к нам: «Эта пьеса – мои воспоминания. Сентиментальная, неправдоподобная, вся в каком-то неясном свете – драма воспоминаний». Не такая уж она сентиментальная, эта пьеса, а неправдоподобной признать её просто невозможно. Она правдоподобна до жестокости. В то же время нам кажется, что актёр пока ещё в поиске: образ Тома требует большей выразительности, энергетики, психологического «заглубления».
Отец Тома, которого постоянно вспоминает Аманда, «зримо» присутствует в спектакле в виде… огромной фотографии над каминной полкой. Он был телефонистом и влюблялся… в расстояния. Бросил работу в телефонной компании и удрал из города. Вот по этому же весьма сомнительному пути вслед за отцом пойдёт и Том: от одного одиночества – к другому.
В роли Лауры убедительно проявилась яркая одарённость молодой актрисы Дарьи Кошелевой, которой, несомненно, по силам серьёзные сценические задачи. Истинная трагедия Лауры и источник её неизбывного одиночества не в её болезни, а в том, что общество, другие люди не дают ей никаких шансов для обретения жизненного смысла.
И четвёртый персонаж пьесы – Джим О’Коннор, приятель Тома. Это, пожалуй, самый реалистический характер в пьесе – пришелец из реального мира, от которого Уингфилды попытались отгородиться своими мечтами. Актёр Леонид Пантин создаёт определённый и точный образ главной функции этого персонажа – функции «гостя», в общем-то искреннего и доброго парня, но абсолютно не готового, да и не желающего понять проблемы семьи.
Верны автору художник спектакля Евгений Болдырев и авторы видеооформления и фотодизайна – Антон Неробов и Татьяна Петрушова. На большой экран проецируются изображения и надписи. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важны в композиционном отношении. Надпись или изображение на экране усиливает намёк в тексте, помогает доступно донести нужную мысль, заключённую в репликах.
Другое средство, которое удачно использовано в спектакле, – это музыка. Автор музыкального оформления – всё тот же Алексей Батраков – использовал разные по стилю и настроению, во многом «узнаваемые» американские мелодии разных лет. Все они так интересно и искусно аранжированы в единое целое, что хотя зачастую и выражают видимую лёгкость жизни, но в целом в музыкальном фоне доминирует нота неизбывной, невыразимой печали.
«Стеклянный зверинец» – очень печальная драма. Это художественное воплощение нашей жизни в предельных, тупиковых для человека её состояниях. Даёт ли спектакль хоть какую-нибудь надежду, хоть маленький луч света? Да, даёт! Это надежда на то, что человек и человечество всё же смогут обрести внутри себя силы самоспасения. Оно в чувстве и понимании необходимости «семьи», нашей общей «семьи людей». Это «витальное» чувство, несмотря ни на что, живёт внутри нас, всегда остаётся с нами. Главное – научиться его из себя извлекать…