Но надо бы сказать точнее – впервые после большого перерыва. Открываю редкую – столетнюю! – книжку «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии». Читаю: «В городе Данилове на 1908 год: …церковь во имя Святого Александра Невского, домовая, в здании богадельни, что при земской больнице, приписана к Воскресенскому собору…» В местном музее нахожу фотографию: над крышей легко узнаваемого здания старой даниловской больницы (бывшей богадельни) видна колоколенка с колоколами. Ну, а под ней, внутри здания, и располагалась домовая Александро-Невская церковь.
«Что пользы тебе в том, что ты тело своё спасёшь, а душу потеряешь», – гласит Евангелие. Предки наши жили по вере, много заботились о душе. Оттого и не было больницы без храма. Теперь этот зов, этот голос предков услышан. Полтора года назад, в светлый день Благовещения (а по-мирскому – во Всемирный день здоровья) было подписано соглашение о сотрудничестве между Ярославской епархией и областной медициной. Свои подписи под невозможным лет двадцать назад документом поставили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и руководитель областного департамента здравоохранения Игорь Каграманян. При историческом событии присутствовали главные врачи областных больниц и санаториев, ярославское духовенство. Соглашение даёт правовую основу уже сложившимся отношениям. Немало в области таких центров медицины, где открыты молельные комнаты, восстановлены бывшие больничные храмы.
Данилов пока отстаёт. Здесь дефицит полезных площадей в больнице огромен: по норме нужно 9 кв. м на одну койку, а тут – пяти «квадратов» нет. И хотели бы устроить молельную комнату, но негде. А старый корпус (с колоколенкой), памятник регионального значения, закрыт на реконструкцию. Готов проект его восстановления. Специалисты утверждают, что у исторического здания нужно сохранить фасад, внутреннюю чугунную лестницу, подвал. Теперь решается вопрос и о воссоздании колокольни... Для претворения проекта в жизнь, по словам главврача Даниловской ЦРБ Юрия Николаева, потребуются миллионы.
Пока изыскиваются эти самые миллионы, люди болеют и болеют, больничные койки не пустуют. Пройдёшь по палатам, наслушаешься всякого.
– Лежала я в областной больнице – там есть молельная комната, а в ней иконы, лампады, свечи, и батюшка приходит – хорошо! Душа успокаивается… – говорит Мария Петровна, бухгалтер.
Ей вторит Ольга Константиновна, продавец:
– С Божьей помощью болеть-то гораздо легче!
Бывшая доярка Наталья Петровна:
– В деревне раньше в каждой избе иконы были. А сюда попадёшь – казённый дом, ни свечки, ни лампады, ни образа… Страшно.
Ветеран войны Николай Яковлевич говорит, что для солдата и на фронте, и в больнице последняя надежда – на Бога...
Вот почему, пока суд да дело, пока дорабатываются проекты и изыскиваются деньги, в больничных холлах Даниловской ЦРБ нашли-таки «красные углы» для икон и лампад… Наверное, придёт время, думаю я, рассматривая старую фотографию с колокольней над крышей, когда любая больница не сможет пройти лицензирование, если не будет при ней больничного храма. Вот наши предки понимали, что помочь страждущему могут лишь сообща – врач и священник, лекарство и молитва.