Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 10 ноября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/18236/

Лес, заказанный природой

рубрика: Область
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ
Фотографии: Виктория ГЕФЕЛЕ

До сих пор никак не могут смириться жители Селищ Гаврилов-Ямского района, в том числе и дачники, с лесозаготовительными работами, которые активно ведутся буквально в сотнях метров от их домов. Мы уже рассказывали об этом противостоянии в материале «Стоит средь пеньков деревенька» 13 марта 2009 года. Недавно довелось побывать там снова, и в очередной раз задались риторическим вопросом – что важнее:


Красота или польза?
Не любят в наших селениях, когда нарушается вековая тишина, когда меняется облик окрест­ных лесов и рядом шумит тяжёлая техника. И понять местных жителей можно, когда действительно эта самая польза или экономическая целесообразность тяжёлым, грязным комом разбивает гладь устоявшегося сельского уклада. Взять хотя бы такой немаловажный момент. На географической карте Ярославской области, что висит в редакционном кабинете, дорога от Стогинского до Селищ помечена красной линией. Сиё должно означать, что в 2000 году – это дата издания карты – два населённых пункта ещё соединялись дорогой с покрытием, вероятно асфальтовым. Увы, нынче это готовая трасса для авторалли типа «кэмел-трофи», «Париж – Дакар» и тому подобного. И уже на въезде в Ельчаниново по пути в Селищи мы увидели «автора» трассы: навстречу нам мчался лесовоз. Кстати, гружённый сосновыми кряжами. Эта махина хорошо вписывалась в жуткую картину разбитой дороги с ухабами и огромными ямами, как после бомбёжки. А вот мы на щеголеватом новеньком «Форде» выглядели здесь до странности чужеродным элементом. Ещё более сиротливо выглядел бы пешеход, преодолевающий эту трассу. Когда я упомянула об этом в разговоре с директором лесозаготовительной компании из Сергиево-Посадского района Московской области Алексеем Долженковым, он, обычно с жаром отстаивающий свою правоту, вынужден был согласиться: да, с дорогой неладно.
А ведь местные жители давно пеняют на это...
Селищенская зоология
От леса до села – сотня метров. Лес поразил. Это вам не замусоренный, урбанизированный Тверицкий или Яковлевский бор под Ярославлем, где всё топтано-перетоптано. Здесь хвойный, тёмный, лес, в основном елошники. Пойдёшь в одиночку – можно и заблудиться, тропинок мало. Рассказывают, здесь вольно кабанам: один вепрь даже как-то толканул местную жительницу клыками. Между прочим, вплоть до реки Лахости здесь территория Гаврилов-Ямского зоологического заказника. Есть постановление администрации Ярославской области от 21 января 2005 года, которое относит его в перечень особо охраняемых природных территорий. Это, кстати, один из важнейших аргументов обитателей Селищ. Увы, должна разочаровать их: есть весомые контраргументы. В «Кедре» нам сообщили: их лесная декларация (ранее – порубочный билет) согласована в Ярославском областном обществе охотников и рыболовов. А там смотрят: не нарушат ли работы в лесу среду обитания диких животных. Мастер Гаврилов-Ямского лесхоза Анатолий Ковалёв подтвердил: есть ограничения по заказнику. Во-первых, исключается деятельность лесорубов там, где есть глухариные тока или места обитания бобров. По площадям, арендуемым «Кедром», составлен перечень таких мест. Во-вторых, делянки в заказнике нарезаются площадью не более пяти гектаров.
И в природоохранной прокуратуре заверили: статус зоологического заказника налагает определённые ограничения, но хозяйственная деятельность там не запрещена.
На делянках
В предзимнем лесу как-то по-таинственному тихо и красиво. Пока мы шли тёмным ельником, глаза разбегались: справа и слева от дороги краснели переспелыми ягодами низенькие кустики брусники. Прошли первые заморозки, но попадались то пеньки с опятами, то россыпь грибов-матрёшек и маслят, а то прямо на дорогу выскочил красавец-подосиновик. Народу в окрестностях маловато, собирать дары природы, видно, некому. Красота!
Единственное, что удручает местных жителей, – лес вырубается делянка за делянкой. Об этом по дороге у нас и зашёл разговор с моими гидами – Романом и Василием. Один – дачник, другой – бывший северянин, но давно уже живёт в Селищах.
То, что мы увидели на первой делянке, как, впрочем, и на следующей, напоминало картину последствий падения тунгусского метеорита. Поваленные вперемешку брёвна, сучья, ветки. Снова вспомнился сход в селе Головине Угличского района, о котором мы также упоминали в мартовской публикации «СК»: там, невзирая на уговоры и разъяснительную работу со стороны директора лесхоза, люди не дали «добро» на лесозаготовки в тамошних волостях. И тогда «московскому гостю» не удалось убедить людей, что ему нужна лишь гнилая осина. Долженков после нашего упоминания об угличской истории возмущался – письмо в редакцию прислал. Нынче он поуспокоился и вполне миролюбиво объяснил что к чему:
– Очистка леса производится не летом, а до зимы. А ветки оставляют, чтобы они, перегнивая, создавали микроклимат для будущих ёлочек. Если всё начисто убрать, оголить, то может эрозия почвы начаться. Весной отвалы утрамбуют и посадят ёлочки.
Откуда дровишки
Возмущают селищенцев штабеля из сосны у дороги. «А говорили: лишь гнилая осина нужна!» Да и навстречу нам у Ельчанинова попался лесовоз с сосной. Но, оказывается, и тут закон не обойдён. Мастер леса из Гаврилов-Яма Анатолий Ковалёв раскрыл лесную арифметику. В лесной декларации «Кедра» отражается объём ежегодной лесосеки – 15 тысяч кубометров. В том числе – не более четырёх тысяч кубометров хвойных деревьев. «Не более», конечно, делает цифру весьма растяжимой. То есть приблизительно на четыре срубленные осины да берёзы допускается одна сосна или ель. Многовато, но раз специалист говорит, что так по нормативам, что тут поделаешь? Хотя в марте называлась другая цифра: в штабелях этих должно быть на девять осин одно хвойное дерево. Так ведь «не более»...
И третий аргумент селищенских борцов за природу – лесовосстановление. Срубил – посади! Так, думают они, должно быть по логике вещей. На деле по плану «Кедр» силами подрядчиков в этом году посадил ёлочек на 30,2 гектара. План выполнен. В будущем году должны посадить хвойных примерно на пятидесяти гектарах. Такие вот планы.
Остаётся всё-таки во взаимоотношениях местных с лесозаготовителями нестыковка интересов. Это, как мы уже упоминали, ужасное состояние дороги, разбитой лесовозами. Подобный факт свидетельствует о неуважении не только к живущим в районе лесозаготовок людям, но и об отсутствии элементарной трудовой культуры. К тому же ремонт, восстановление дороги должно быть заложено в общую смету работ – во всяком случае об этом нам сказали в Гаврилов-Ямском лесхозе.
И другое: делянки-то нужно приводить в порядок не по жалобам жителей, а по велению совести. Зима на носу, уборка делянок уже должна завершиться, а там, как говорится, чёрт ногу сломит! Недовольство местных жителей можно понять. Как, впрочем, и раздражение руководителя «Кедра»:
– С дачниками – проблемы. Они приехали отдыхать, а тут, видите ли, работают! А откуда у самих срубленные берёзы во дворе?
Наверное, если бы одни были более терпимы, а другие ответственнее и эффективнее относились к своему делу, восстановилось хотя бы какое-то подобие мира.
А ещё очень хочется, чтобы, как по мановению палочки, исчезали уродливые пни, и делянки в наших лесах быстро зарастали пушистыми ёлочками да сосенками.