Слобода образовалась при Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре на берегу Сурбского озера. Рядом – река Кострома. Ухоженные монастырские земли достались после революции колхозу «Рассвет». Там работали Араповы и Рысовы. Все в колхозе было: начальная школа, медпункт, библиотека. Но дорогу до райцентра с мостом через Обнору построить опоздали: молодежь уже разъехалась по городам. «Рассвет» в народе стали называть «Закат». Осталось в нем работников – трое на ферме, столько же механизаторов, механик, бухгалтер и председатель Мария Исаева. А было время – дружно, большим коллективом трудились в «Рассвете».
Лидия Ивановна и Василий Иванович в феврале 1956 года отправились венчаться в Сандогору – село на другом берегу Костромы, там действовала церковь. Вообще эта дорога была тогда самой простой, чтобы добраться до цивилизации. Переправляешься через реку, а там город Кострома неподалеку. Власти даже как-то пытались объединить эти земли в один колхоз. Но это дело прошлое. Рысовы зарегистрировали брак в сельсовете. Лев Николаевич тогда был членом правления, ходил в активистах, церковный обряд ему бы не простили. Может, супруги потом и обвенчались, да только помалкивали – такое случалось. Араповых же Бог не оставил в трудное время. Двадцать четыре года назад, работая на комбайне, Василий Иванович получил травму позвоночника. Полгода провел в больнице. Жене врачи сказали: не поднимется. Она отвезла его домой, преданно ухаживала. И он постепенно встал на ноги, начал передвигаться по дому. А теперь пусть с палочкой, но ходит.
У Араповых две дочери. У Рысовых – тоже две и еще два сына, семь внуков, четыре правнука. Все живут в городах. Только младший сын Рысовых неподалеку – работает в Павловском лесничестве. Но старшее поколение тоже не сидит сложа руки. Держать корову уже не по силам, однако в хозяй-стве Льва Николаевича – овцы и пасека. 5 февраля в Слободе, где осталось 20 жителей, народу прибавится вдвое – съедутся гости на две золотые свадьбы.