Ира и Настя, сиротки полутора и трех лет, стали приемными детьми Ферузы Крутовой, жительницы села Владычного, что в Пошехонье. В районе это первый случай оформления в приемную семью, сказала Валентина Петровна Давыдова, специалист управления образования по охране прав детей.
Феруза обратилась к Валентине Петровне, чтобы помочь какому-нибудь малышу – взять под опеку. А та предложила ей форму приемной семьи. По закону в этом случае за одного ребенка принимающий родитель получает в качестве зарплаты три минималки, за двух детей – четыре. Плюс половина этой суммы – надбавка, назначенная областными властями. И еще по 30 процентов от пяти минималок – за ребенка до трехлетнего возраста. К тому же на содержание каждого полагается опекунское пособие – 2700 рублей. В итоге у Ферузы оказалось в распоряжении около 10 тысяч рублей в месяц, чтобы вырастить двух малышей.
В августе они были изъяты из родной семьи. Их отец и мать не работали, пили, дети были предоставлены сами себе, истощены – Ира, когда ей был год, еще не могла вставать на ноги. Ее и сестру забирали из дома со скандалом, в присутствии судебных приставов. Девочек отправили в больницу, после – в детский дом. Тем временем их родителей лишили прав. Теперь они уехали из Пошехонья и, по словам родственников, не образумились. Ира и Настя – не единственные у матери, они от ее второго брака. В первый раз она родила в 16 лет. Оставила сына бабушке. Вышла замуж – появились еще трое. Их воспитывает отец. Этой женщине только 34 года – не исключено, что нарожает еще.
Ферузе Крутовой сорок. Она овдовела восемь лет назад. Муж ее был местный, а она – из Узбекистана. У нее сын Руслан семнадцати лет, дочь Алия – четырнадцати. Они учатся в школе. Феруза – энергичная женщина. По образованию – медсестра. Но во Владычном нет для нее работы по специальности. Она стоит на учете в центре занятости, получает пособие. Еще детям платят – в связи с потерей кормильца. У семьи подсобное хозяйство. Без дела никто не сидит. По сельским меркам они обеспечены неплохо. Руслан и Алия рады, что у них появились новые сестрички. Про тех и говорить нечего. Ферузу мамой зовут, но еще больше любят Руслана – принимают за отца, наверное. Свекровь Ферузы, которая живет во Владычном, не против такого поворота судьбы. Но в селе не все сразу одобрили новость. Были мнения, что зарабатывать (это насчет пособий приемышам) на детях – это грех. Здравомыслящие люди возражали: а бросать без помощи – не грех? А растить – не работа? Потом все успокоилось.
Прошел месяц, как Феруза взяла к себе Иру и Настю. К Валентине Петровне Давыдовой стали заходить другие люди, интересоваться, как взять детей в семью. Одна пошехонская пара уже оформляет документы: два своих сына есть – хочет принять дочку.