В Некрасовском краеведческом музее проводят чайную церемонию имени купца первой гильдии Попова. Он был поставщиком двора его Императорского величества, возил чай из Индии, магазин на Мясницкой (улице Кирова) в Москве до сих пор называют по его фамилии.
В Диево-Городище понравилось скандинавам. Туристическая фирма «Копенгагентур» организует экскурсии жителей Северной Европы в это село. Оказывается, датчан и норвежцев преклонных лет очень интересует современная сельская жизнь в России. Почему – пока неясно: их сопровождают неважные переводчики, языками не владеющие. Туристы выражают им свои мысли на английском, те с горем пополам переводят на русский. Начитанные поселяне думают, что лет 60 – 70 назад провинциальные местечки Северной Европы походили на нынешнее Диево-Городище, достаточно вспомнить описание городка в повести «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист» Астрид Линдгрен. И русское село напоминает иностранцам собственное детство.
В Заболотье разработан маршрут «В гостях у деда Мазая», популярный как у отечественных, так и зарубежных гостей. Их встречает дед Мазай, главный герой поэмы Некрасова о весеннем спасении зайцев. Он катает туристов на лодке по озеру, знакомит с местными обычаями, показывает живую русскую деревню. Есть дом-музей с возможностью проживания. Ему двести лет, он крестьянский, двухэтажный, со старинной мебелью. Всей утварью можно пользоваться. Захочет жилец приготовить себе еду в печи в чугунках – пожалуйста, а нет – ему повара предоставят. Есть велосипед – съездить в лес, лодка и удочки для рыбалки на Волге и Келноти. Тут раздолье: луга, вода, чистый воздух... Разместиться в доме одновременно могут десять человек. Его оборудовали для туристов местные создатели проекта «В гостях у деда Мазая». Здесь готовы организовать праздник на природе для компаний друзей, а также дни рождения, свадьбы – ярко отметить любое семейное событие. В программу включены старинные обряды, в них участвуют актёры, играющие сказочных и литературных персонажей.
Раз у деда Мазая даже встречали буддистов – из Таиланда. В Заболотском крае уже кого только не было: американцы, европейцы разные. Все, разумеется, говорят по-английски, но деревенский люд навострился различать акценты: это немцы гаркают, вот итальянцы мурлыкают... А тональной юго-восточной речи ещё не слыхали. Людмила Алексеевна Валевская, крёстная мать деда Мазая, сориентировалась и завела речь о нирване: аура, тишина, спокойствие, умиротворение. Тайцы закрыли глаза и прониклись. Народ оказался хороший, лёгкий и отзывчивый. Про Некрасова, конечно, не знают и зайцев с Мазаем воспринимают как представителей местной фауны. Ну и пусть! На лодке по озеру покатались, по деревне прошлись.
Что касается американцев, они в Заболотье – завсегдатаи. Образовались даже романтические отношения. «Вот тебе невеста из Лос-Анджелеса», – раз пошутил экскурсовод со старожилом, указывая на хорошенькую Карен. Теперь, как из-за океана приезжают, дедушка про неё спрашивает.
Все народы вообще должны объединиться против экономического кризиса. Как он скажется на туризме – пока неясно, сезон лишь начинается. Но в деревне жизнь изменилась не столь значительно, как в городе, это чувствуют многие. Деревня стоит на земле, которая её кормит и даёт психологическую стабильность. Может быть, как раз за этим сюда явятся путешественники грядущим летом.