Зима стоит холодная, птицам приходится трудно. Они стараются дер-жаться вблизи домов, котельных, на ночь жмутся к трубам отопления, залетают на чердаки и в коридоры. А корм для них еще важней тепла. Голодная птица погибнет даже в небольшой мороз. Раньше, когда в этой местности работали колхозы, птиц было больше. Они находили корм в полях, стогах, на фермах, сушилках и дорогах... Сейчас даже воробьев в стайках – пять-шесть, а раньше бывало полсотни. На кормушку к Шувалову прилетают большие длиннохвостые синицы, сойки. Воробьи и овсянки предпочитают зерноток колхоза «Маткома». Иногда появляется поползень. Как обычно, в деревне живут вороны и сороки. А галки улетели в города, вернутся в середине февраля к местам гнездовий.
В здешних краях можно встретить и редких птиц. Зеленого дятла, например. Есть и другие – большой и малый пестрый дятлы, черный, седой, трехпалый... В лесу – глухари, тетерева и рябчики. В прошлом году Анатолий Николаевич видел белую куропатку. А в конце марта, иногда раньше, прилетают орланы-белохвосты. У Шувалова есть отечественный фотоаппарат «Зенит» с длиннофокусным объективом – удобный: в отличие от цифрового работает в мороз и в жару, в воду падал – и ничего. Цветных фотографий птиц – три больших альбома. И записи наблюдений за 15 лет. Пока зима, Анатолий Николаевич систематизирует все материалы на компьютере. Их на книгу хватит.
Ученики ему помогают. Раньше был орнитологический кружок, теперь просто занимаются те, кто хочет. Наблюдают за разными семействами птиц. Шестиклассницы Ира Арчагова – за утками, Алена Куприянова – за куликами, Коля Антонов – за хищниками. Вот наступит весна, лето – отправятся в походы: в леса, на берег Рыбинского моря – к Бабинским островам, где водятся орланы-белохвосты. Лебеди-кликуны здесь тоже останавливаются весной, а три-четыре пары даже гнездятся. Появляются аисты. Раз пытались устроить гнездо на водонапорной башне невдалеке от Зинкина, да не понравилось им что-то...