МЫШКИН. В деревне Мартынове не услышишь больше поутру крестьянской косы, срезающей траву. Все накупили электрических, бензиновых и жужжат ими напропалую. Ручная коса становится предметом антиквариата. Этот момент зафиксировали в этнографическом музее кацкарей. Однако его сотрудникам приходится косить вручную для овец, которые содержатся напоказ туристам. Животные отказываются употреблять траву после бензокосилки. То ли запах не тот, то ли консистенция – мелкая слишком… Но этнография от этого выигрывает: традиционные навыки крестьянского труда в музее сохранят. Однако пять его зданий, обочину улицы окашивают новыми шумными орудиями труда.
С кнутом ситуация противоположная. Старинный кнут в музее выставлен, на ручке даже вырезана бывшим владельцем его фамилия – Овчинников. А современного не было. Их теперь делают из ремней. Но помог случай. Главный хранитель Сергей Николаевич Темняткин в очередь пас деревенское стадо – и нашёл в поле кнут. Поместил в экспозицию.
Цивилизация достигла в Кацком стане и фермы в деревне Балакирево, что принадлежит колхозу «Искра»: там установили молокопровод. Доярки сначала его боялись, но постепенно привыкли, увидели достоинства. Теперь полученное молоко покупщики оценивают по высшему сорту – дороже. Доходы колхоза увеличились, там думают о прибавлении стада, в котором сейчас 145 коров.