Он представил доклад в номинации «Находка года». Это портрет Меркурия Елизаровича Комарова, до революции владевшего усадьбой в Вощикове. Он был меценатом и благодетелем здешних мест. Потом у него все реквизировало советское государство, дом отдали под школу. Он достоял до времени, когда все, спохватившись, начали интересоваться прошлым и перестали делить предков на белых и красных. Совсем было уже собрались устроить в здании музей, но оно так обветшало, что пришлось снести. Теперь вот будут восстанавливать. Однако новодел – это не раритет, цена ему куда меньше. А вот Иван Смыслов показал краеведам настоящее сокро-вище.
Короче, разбирали рабочие старый сарай комаровских времен, и попался им эмалевый медальон с изображением какого-то господина. Глазастые школьники при помощи учительницы Татьяны Алексеевны Шугиной сличили его с портретом, что хранится в музее в Рыбинске. И уверились: это Меркурий Елизарович. Экспонат поступил в музей братьев Королевых в Вощикове, где есть экспозиция, посвященная Комарову. Этот музей еще советского времени, его создали в честь семи братьев, погибших на Великой Отечественной войне. Но историю можно разделить на периоды только в учебнике. А в реальности она перетекает из века в век незаметно, и в одном и том же событии участвуют люди разных поколений, молодые и старые.
Печальную песню об этом – о беспрерывном движении, о пути-дороге, о ямщике и его печали слушали участники чтений. Голос доносился с магнитной ленты, он прерывался от слез и падал до шепота. Пел человек, которого уже нет на свете, – Анна Федоровна Пятерикова. Она родилась в 1914 году, скончалась недавно. Народную песню и сказку в ее исполнении успела записать студентка Пошехонского сельскохозяйственного колледжа Алена Толмачева (ее руководитель в краеведческой работе – преподаватель русского языка и литературы Елена Павловна Новикова).
Из школы в Кладове восьмиклассники под руководством Валентины Павловны Гусевой привезли итог коллективной работы – альбом с воспоминаниями и фотографиями «Война опалила детство»: о людях, чьи ранние годы пришлись на Великую Отечественную. Ребята трудились, имея в виду нравственную задачу, которую сформулировали так: «Было бы несправедливо, если бы то, что сохранила память детей войны, исчезло. Их страдания, их погибшие отцы – не напрасная жертва. И сами они – живая летопись страны. Пусть их воспоминания помогут вглядеться внимательнее в лица стариков и с надеждой – в лица детей».