– Максим Владимирович, когда российские чиновники едут за границу обмениваться опытом, в народе это обычно вызывает недоумение. Каким опытом там можно обмениваться, если в каждой стране свои порядки и свои проблемы?
– В том-то и дело, что наш 131-й федеральный закон о местном самоуправлении как две капли воды похож на аналогичный закон в Германии. Полномочия муниципальной и региональной власти там разделены точно таким же образом. Похожа и налоговая система, и взаимоотношения местных и региональных бюджетов такие же. Поэтому вполне естественно, что руководители земли Гессен оказали нам помощь – сначала провели у нас семинар для глав муниципальных образований, а потом пригласили нас к себе, чтобы показать, как работает система местного самоуправления Германии на месте.
– Но российская реформа местного самоуправления сейчас критикуется со всех сторон. Создаётся даже впечатление, что установленная 131-м законом система вообще нежизнеспособна... Как же она работает в Германии?
– Прекрасно работает. Но надо учитывать то, что в Германии эта система создавалась и складывалась еще в послевоенные годы. И за эти десятилетия стала вполне привычной и отлаженной. А для нас она пока непривычна. От этого и трудности.
– А стоило ли вообще отказываться от старой привычной системы, когда все властные полномочия были сосредоточены в районных администрациях?
– Конечно, стоило. Муниципальная власть значительно ближе к народу, к рядовому избирателю. Сами посудите, одно дело, когда для решения конкретной житейской проблемы человеку надо ехать в райцентр, и совсем другое, когда эту же проблему можно решить со своим односельчанином, которого ты сам и твои соседи вместе избрали главой поселения.
– Но получилось, что новые недавно избранные органы муниципальной власти начали конфликтовать со старыми руководителями...
– Раньше в России была вертикально интегрированная система власти. Теперь в ходе реформ все больше полномочий и ответственности передается местным органам власти. Процесс этот часто болезненный. Показателен пример Тутаевского и Угличского муниципальных районов. Мы думали, что они будут пилотными и покажут пример другим районам, но вышло наоборот. Между руководителями поселений возникли и личные непростые взаимоотношения, и разное видение того, как должны реализовываться их полномочия, в принятии решений возникла излишняя политизированность... Отсюда конфликты, которые, конечно, идут совсем не на пользу делу. Но в Гаврилов-Ямском, Любимском, Борисо-глебском, Рыбинском и многих других районах таких конфликтов нет. Там главы поселений и муниципальных районов действуют как единомышленники и в процессе разграничения полномочий, собственности и ресурсов не тянут каждый на себя, а руководствуются прежде всего интересами общества и государства в целом. Так и должно быть.
– Но на новый порядок взаимоотношений часто жалуются именно недавно избранные главы поселений, которые пока не имеют ни полномочий, ни, самое главное, финансов для решения проблем своего поселения...
– Когда я ехал в Германию, то думал, что раз в этой стране бюджетная обеспеченность в 100 раз выше, чем в России, то, наверное, там поселения вполне обеспечены финансовыми ресурсами для решения своих проблем. Оказалось, что ничего подобного. Большинство муниципальных образований там, как и у нас, являются дотационными. Они получают от регионального бюджета множество разнообразных субсидий. И надо заметить, что региональная власть весьма жестко контролирует то, как расходуются эти деньги в муниципальных образованиях. И никакого протеста это со стороны глав муниципальных образований не вызывает и вызывать не может. И нашим руководителям надо спокойно относиться к тому, что бездефицитными бюджеты поселений не будут. Так же как и бюджеты большинства районов и областей России. Сейчас идёт первый год отработки механизмов и способов взаимодействия местного самоуправления с региональными властями. В будущем же году заработает уже новая сбалансированная система формирования местных бюджетов и муниципальные органы власти получат достаточные средства и на зарплату своих сотрудников, и на реализацию своих полномочий.
– Всё-таки если уж глава муниципального образования избран народом, то должны же у него быть какая-то степень самостоятельности, какая-то свобода?
– У него и есть свобода – свобода наилучшим образом выполнять свои обязанности, осуществлять свои полномочия. Уровень поселений – это независимый уровень власти. Но независимость налагает прежде всего большую ответственность, и главам поселений ещё предстоит доказать, что они достойны и способны управлять своей территорией. Каждый район и каждое поселение имеют свои особенности. У них разная стоимость земли, разная инвестиционная привлекательность, разные кадровые ресурсы, производственная база и так далее. И в каждой местности есть своя изюминка – либо природные ресурсы, либо производственные, либо туристические маршруты... И местным властям предстоит выявить преимущества своей территории, сделать на них упор и за счет этого обеспечить позитивную динамику дальнейшего развития. У нас же в областной администрации уже сейчас разработана система показателей, которая позволяет делать анализ состояния развития каждой территории, оценивать динамику развития в дальнейшем и в конечном итоге оценивать эффективность управления данной территорией.
– Только пока главы поселений полномочий своих не получили...
– Большинство полномочий уже переданы, а к 1 апреля 2008 года мы завершим разграничение имущества между районами и поселениями, и с 1 мая все полномочия в полном объёме, в том числе по ЖКХ, перейдут на уровень поселений. Это необходимо для того, чтобы к началу следующего отопительного сезона муниципальные органы власти уже могли нести полную ответственность за функционирование системы ЖКХ в своих поселениях. В общем, нам предстоит тяжелая, большая работа. Надеюсь, что при сбалансированном и взвешенном подходе администрации Ярославской области эти процедуры пройдут безболезненно и дадут положительный эффект.