ТОЛЬКО ПО СПИСКАМ
Решение о назначении парламентских выборов должно быть принято в конце августа – начале сентября. Председатель избирательной комиссии Ярославской области Галина Степенко на основании опыта прошлых лет полагает, что Владимир Путин подпишет указ 1 сентября, а на следующий день он будет официально опубликован.
– Больше мы не будем избирать депутатов Госдумы РФ по одномандатным округам, – пояснила Степенко. – С 1993 года на территории области их было два: Кировский № 189, по которому сейчас избран Евгений Заяшников, и Рыбинский № 190, где избран Анатолий Грешневиков. Все 450 депутатов Госдумы РФ будут избираться по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Чем больше партия получит голосов, тем больше у неё будет депутатов в нижней палате парламента.
Отменяются графа «против всех» и обязательный ранее порог явки избирателей. Естественно, кандидатов будут вы-двигать только партии. При этом до половины списка кандидатов могут составлять беспартийные (но не члены иных партий).
В течение месяца после указа Президента РФ все политические партии должны провести федеральные съезды, где будут выдвигаться кандидаты. До этого региональные отделения партий могут отправить в Москву свои предложения по будущим претендентам. Закон не требует учёта мнения местных организаций, всё в руках делегатов партсъездов.
Три партии (КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР), имеющие свои фракции в Госдуме РФ, могут зарегистрировать в ЦИКе списки кандидатов без сбора подписей и внесения залога. Остальным партиям придётся либо собирать подписи (не менее 200 тысяч по России, но не более 10 тысяч в каждом регионе), либо вносить денежный залог – 60 миллионов рублей. Чтобы вернуть деньги, нужно получить на выборах не менее 4 процентов голосов.
В избирательном бюллетене будут указаны название партии и две тройки кандидатов – лидеров общефедерального и регионального списков. Рассчитывать на получение мандатов могут только те партии, которые получат более 7 процентов голосов по всей России. В случае попадания в Думу первая тройка партсписка становится депутатами автоматически. Оставшиеся мандаты распределятся между списками в зависимости от числа полученных голосов (не процентов). Обретение региональной группой мандата в большой степени зависит от численности избирателей на данной территории. Поэтому важно, чтобы регионы были «нарезаны» примерно поровну. Одно дело, когда партия получает много голосов в Москве (7 млн. избирателей), другое дело в Ярославской области (1 млн. 73 тысячи избирателей).
В результате ЦИК РФ определил границы и наименования частей территорий субъектов РФ, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов. Вся территория России была «нарезана» на 153 части. При этом разбивать пришлось только 26 регионов, численность избирателей в которых превышает 1,3 млн человек.
В 59 субъектах РФ региональные группы, если они там станут создаваться, будут представлять территорию целиком. К ним относится и Ярославская область. Однако последнее слово всё же за партиями. Они могут оставить отдельный список за нашим регионом или объединить с соседями, например с Костромской областью.
ЗАЧИСТКА ПОЛЯ
Накануне парламентских выборов резко сократилось число политических партий. Этого давно ожидали. До 1 января 2006 года все политические партии должны привести численность своих рядов в соответствие с требованиями закона. Как минимум в партии должно состоять 50 тысяч человек. При этом в 45 региональных отделениях должно быть не менее 500 человек, в остальных региональных отделениях – не менее 250 членов партии. Весь прошлый год сотрудники Федеральной регистрационной службы проводили проверки численности партий по всей стране.
– Мы проверяли наличие заявления от гражданина и наличие решения уполномоченного органа о принятии его в члены партии, – пояснила и. о. начальника управления по делам политических партий Росрегистрации Галина Фокина. – По формальным документам определялось фактическое количество членов партии. И то число, которое заявлялось партией, в большинстве случаев не подтверждалось. Встречались документы, оформленные на умерших людей. Бывало, граждане впервые от наших сотрудников узнавали, что, оказывается, они писали заявления и являются членами какой-то политической партии. Ряд партий занимались подкупом граждан и за то, что те писали заявление о вступлении в партию, им вы-плачивали от 30 до 100 рублей, а за участие в конференциях – по 100 рублей.
В итоге были признаны не отвечающими требованиям законодательства 16 из 33 зарегистрированных в России политических партий. У организаций, которые не вписались в установленные нормативы, был выбор: либо самоликвидироваться, либо стать общественной организацией без права участия в выборах. Только Российская объединённая промышленная партия приняла решение о самоликвидации. Преобразовались в общественные организации партия «Развитие предпринимательства», Российская конституционно-демократическая партия и Национально-консервативная партия России.
На тех, кто не определился, Росрегистрация подала иски в Верховный суд РФ с требованием о принудительной ликвидации. Партийцы доказывали, что проверяющие придираются, что с численностью у них всё в порядке, но безрезультатно. В феврале -мае решением высшей судебной инстанции страны было закрыто 12 партий. До конца бились активисты Российской коммунистической рабочей партии – Российской партии коммунистов (РКРП-РПК). После поражения в Верховном суде они попытались оспорить законность нормы о партминимуме в 50 тысяч членов в Конституционном суде РФ.
– Партии должны основываться на крупных идеях и теориях, – заявил на суде лидер РКРП-РПК депутат Госдумы РФ Виктор Тюлькин. – Ну, наверное, у нас всё-таки может быть больше, чем две идеи на всю матушку Россию. Мы имели дело с политическим веником, который исполняет задачу по расчистке «мусора». Проверку партии свели к ревизии её персонального состава, которую в соответствии с договором о сотрудничестве осуществляли совместными силами Росрегистрация, МВД и ФСБ, в том числе методами обхода домов, где проживают семьи членов партии. Неудивительно, что после этого многие люди попросили не называть их фамилии для проверки Росрегистрацией, а как выяснилось, и всей тройкой. Можно ли считать обоснованной доказательной базой, к примеру, доставленные из Свердловской области объяснительные записки жён о том, что их мужья якобы не являются членами партии?
Однако Конституционный суд решил, что «федеральный законодатель вправе устанавливать требования к численному составу партий, исходя из конкретно-исторических условий развития РФ», при том, что «данные требования могут меняться, поскольку они объективно обусловлены решаемыми задачами в сфере развития политической системы». Отражать волю и интересы народа в Госдуме РФ могут «только достаточно крупные и хорошо структурированные партии», поэтому предъявляемые им количественные критерии «правомерно связаны с реальной способностью партии выражать интересы значительной части общества».
В числе ликвидированных оказалась и Республиканская партия России депутата Госдумы РФ Владимира Рыжкова. Он полагает, что резкое уменьшение числа партий – закономерный итог закона, который требует содержания огромной бюрократии.
– Необходимо, чтобы в каждом региональном отделении был бухгалтер. Закон требует предоставлять огромную еже-квартальную отчётность и вести партийный учёт, ежегодно сдавая списки членов партии с адресами и телефонами. Для этого тоже нужны люди, чтобы заполнять карточки, вносить изменения и так далее. Надо снимать помещение, оплачивать аренду и коммунальные услуги, телефон, канцтовары, бумагу, платить зарплату и налоги. Плюс всю документацию нужно вести в двух экземплярах – в регионе и в центре. То есть партийная работа требует многомиллионных затрат, – объяснил Рыжков.
Часть партий уже не подавала признаков жизни и даже не заметила решения о ликвидации. Другие же партии реально существовали, хотя у них имелись проблемы с численностью и оформлением документов. Люди, сориентированные на идеологию, решили не расходиться. Так структуры РКРП-РПК перейдут в общероссийское общественное движение «Коммунисты, Трудовая Россия – за Советский Союз», название которого изменится на «Российская коммунистическая рабочая перспектива». Вместо ликвидированной концептуальной партии «Единение» (КПЕ) появилось народное движение «Курс Правды и Единения».
А вот созданная в ноябре 2001 года Михаилом Горбачёвым и Константином Титовым Социал-демократическая партия России, похоже, может не сохраниться как единое целое. Председатель партии с сентября 2004 года Владимир Кишенин, военный связист, а затем коммерсант, не смог обеспечить перерегистрацию партии. В итоге часть членов выразила желание перейти в другие партии – от «Яблока», где появилась социал-демократическая фракция, до «Справедливой России» и Партии социальной справедливости. Впрочем, возможно, что и на базе СДПР возникнет общественное движение, которое позже может вернуть статус партии.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
По последним данным Росрегистрации, в России осталось 16 партий (17-я – Народная партия – на днях влилась в «Справедливую Россию»). Между тем в реестре управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области зарегистрировано 28 региональных отделений. Какого-либо противоречия здесь нет. Многие партии уже ликвидированы на федеральном уровне, но до их подразделений на местах пока не добрались.
– Раз в квартал нам представляют свои отчёты о финансовой деятельности не более 18 региональных отделений партий, – сказала Галина Степенко. – А реальные средства есть не более чем у трёх-четырёх. Вопрос в том, смогут ли остальные партии достойно принять участие в федеральным выборах.
У самих партийцев таких во-просов нет. Многие организации от выборов до выборов впадают как бы в летаргический сон. Деятельность ведётся на минимальном уровне, но ближе к выборам, когда начинаются поступления денег, работа резко активизируется. Таким образом, в регионах партии превратились в избирательные машины. Идеология приветствуется, но не играет основной роли. Замечено, что в партийных пикетах совершенно разной направленности стоят одни и те же студенты, которых стимулируют не столько стремление к общественной работе, сколько фиксированная плата. Денег у партий не хватает, поэтому насколько велика эффективность несмазанных механизмов на выборах определить сложно.
Возможно, тут помогут «варяги». Из-за того, что в верхушке федерального списка остается всего три кандидата, то действующим депутатам парламентских фракций и просто партруководству придётся разъехаться по регионам. Москвичи займут либо первую строчку в списках, либо проходные места чуть ниже. Это касается практически всех крупных партий области (от «Единой России» и ЛДПР до «Справедливой России» и КПРФ).
Вопрос, помогут ли партиям малознакомые пока массе федеральные политики либо потянут их вниз. «Варяг» заинтересован в том, чтобы вложенные им средства дали максимальную отдачу, иначе он из-за особенностей распределения мест в Госдуме РФ просто может остаться без мандата, если сработает хуже, чем в других регионах.