Еще совсем недавно проблема с пристанищем для автомобиля стояла очень остро, но сегодня, можно сказать, строительный гаражный бум прошел. Ситуация менялась на глазах – от железных коробок, кирпичных боксов, стоянок во дворах – к открытым платным стоянкам, многоэтажным гаражам и гаражам под жилыми домами. У меня в этом деле тоже есть некоторый опыт, потому что я прошел часть этого пути. Спрос на гаражи постепенно падает, так как сегодня ставить машину в железную коробку за несколько километров от дома стало нерентабельно. Я сам хоть сейчас могу дать объявление – продаю гараж на Магистральной. Только вот, думаю, вряд ли кто захочет его купить. Что же изменилось? А изменился ритм жизни. Выражение «время – деньги» приобрело сегодня истинный смысл. Мобильность вышла на первый план. Сегодня машина нужна круглогодично, каждый день – утром, днем и вечером. Гаражами пользоваться повседневно стало неудобно, хлопотно, потому что находятся они, как правило, далеко, гденибудь в Пятовском, на золоотвале, в карьере, на Магистральной и т. д. Металлические гаражи и вовсе стоят на отшибе, образуя хаотичные скопления, называемые «шанхаями». В местах расположения кооперативов находиться опасно, особенно ночью. Гаражи нужно каждый раз открывать и закрывать, а зимой в мороз это делать трудно вдвойне, когда ворота заносит снегом, который постоянно нужно чистить. Сейчас за рулем много женщин, и трудно представить себе, как они могут ходить в столь глухие места, открывать тяжелые запоры и в темноте возвращаться домой.
Это раньше гараж был нужен – в нем держали машину, хранили старые покрышки, запасные детали, масла, инструмент. В нем ремонтировали машину, что отнимало большую часть свободного времени. Гаражи объединяли людей. Сегодня все не так. Людей, занимающихся этими делами в гараже, все меньше. Редко увидишь, чтобы ктото сам ремонтировал машину, тем более иномарку. Гаражи перестают быть местом сбора мужиков – в них становится все пустыннее. Я замечал, что многие гаражи и зимой, и летом стоят пустые.
Думаю, что проблема гаражей уходит на второй план, а на первый план вышла проблема парковки автомобиля – как днем, так и ночью. Известно, что количество автомобилей у нас за последние десять лет удвоилось. Уже практически каждая семья имеет автомобиль. В стране есть города, в которых количество автомашин превысило число жителей. Такая же перспектива, без сомнения, ждет и наш город. Официальные прогнозы жизнь все время опровергает. От этого город не смог нормально воспринять такое количество автомобилей, которое появилось сегодня.
Из статьи «Город для мужиков» я понял, что у городских властей нет и сегодня определенной концепции по вопросу строительства гаражей, стоянок и парковок автомобилей. Не могут четко сформулировать какуюто цель – то ли каждой машине отдельный гараж, как каждой семье отдельную квартиру, то ли выделять землю под железные коробки, то ли под стоянки и многоэтажные гаражи.
По поводу заторов на отдельных улицах прозвучала совершенно поразительная мысль – можно ничего с этим не делать, никаких мер не принимать, люди сами перестанут туда ездить. Все просто. Вот он, оказывается, какой естественный выход из этого положения с точки зрения власти. Так и хочется продолжить дальше и предложить этот универсальный метод для решения всех проблем – все само собой рассосется.
Что там говорить, хорошо иметь гараж рядом с домом, да еще теплый, неплохо поставить машину в многоэтажном гараже, но это возможно далеко не для всех. Поэтому основным направлением постоянной парковки мне представляются открытые стоянки. Земельную площадь они занимают в 3 – 5 раз меньшую, чем боксы, могут располагаться вблизи жилья и вид имеют приличный. Кроме того, машина на открытом воздухе сохраняется лучше, чем в гараже. На стоянках и защита от хищений значительно выше. Без всяких проблем можно ставить автомобиль в любое время суток.
Вот такие плюсы выдвигают стоянки на первое место. Минус один – высокая стоимость. Однако при достаточном количестве стоянок, при здоровой конкуренции цены могут быть приемлемыми.
Поскольку парковка автомашин проблема не только Ярославля, но и других городов страны и мира, можно воспользоваться их опытом. В Москве машины держат преимущественно на стоянках, во дворах, на улицах. Такая вот картина. В Париже машины ночуют на улицах сплошными рядами приткнувшись одна к одной, стоят с обеих сторон проезжей части улиц.
Дневная парковка на наших улицах чрезвычайно затруднена, как и проезд по ним. Я считаю, что неизбежно предстоит расширение некоторых центральных улиц города за счет тротуаров, газонов и даже зеленых насаждений. Многих такое предложение может напугать, но, на мой взгляд, от этого никуда не уйти. Могу назвать, как говорится, навскидку несколько таких улиц. Это – улицы Собинова, Свердлова, Некрасова, Чайковского, Салтыкова-Щедрина и некоторые другие.
Что касается дворов, то расширение проезжей части дорог в наших дворах назрело уже давно, особенно во дворах со старой застройкой. Как квартиры-хрущевки нас не устраивают, так и не устраивают дворы этих морально и физически устаревших домов. Во многих местах не могут разъехаться два легковых автомобиля, не говоря уже о том, чтобы припарковаться у подъезда. Но дворы можно переделать для нужд людей, расширив дороги, сделав маленькие стоянки для машин. Я думаю, что это можно сделать и волевым решением наших властей, преодолевая сопротивление определенной части несогласных с этим жильцов, которые всегда находятся в любом деле. В связи с этой проблемой вспоминается песня известного барда Юрия Панюшкина, написанная еще в начале 80-х годов прошлого века и актуальная по сей день.
Делиться надо с другом и знакомым,
Чтоб жили все свободно и легко!
Вам хорошо у вас гараж под домом,
А у меня, простите, далеко...
От редакции «Северного края»: предлагаем всем читателям высказать свое мнение по вопросам, поднятым в этой публикации.