Ярославский регион уже давно никто не называет «многострадальным». Поэтому лучше вспомнить о том, откуда возник «феномен Лисицына», руководителя, проведшего область по всем водоворотам перестроек, дефолтов и управляемых демократий.
Мастер отношений
Есть слова, не подверженные инфляции, и понятия, сохраняющие смысл вне зависимости от социальных штормов и бурь. К ним относится, к примеру, понятие «Мастер».
Мастер и при социализме, и при капитализме – это человек, не просто умеющий делать что-то лучше других, но и имеющий дар передать свое умение окружающим. Судя по тому, что после своего появления на мебельном комбинате «Свобода» Анатолий Иванович Лисицын довольно быстро вышел в мастера, дело свое он знал хорошо. И никогда не считал, что знает все – почему и отправился с комбината (уже отслужив в армии) учиться в лесотехническую академию.
Все, кто на студенческой скамье делил место с Анатолием Лисицыным, отмечают две основные черты будущего губернатора: аккуратность и дипломатичность. Первая позволяла ему выделять некоторое время для занятий спортом. Как говорит однокашник будущего губернатора по академии, а ныне – замгенерального директора по производству комбината «Свобода» Михаил Павлович Смирнов, в общежитии кровать студента Лисицына всегда можно было узнать по стоящим рядом... гоночным лыжам «Россия». В то время обладание таким инвентарем характеризовало его владельца весьма ярко. Купить гоночную «Россию» в магазине можно было и не мечтать. Такие лыжи ЗАРАБАТЫВАЛИСЬ не первым и даже не седьмым потом на тренировках. Дипломатичность же позволяла не только будущему губернатору, но и его однокашникам без особых проблем сдавать наиболее заковыристые экзамены – к примеру, по электротехнике.
Умение постоять за себя и «за други своя» наиболее ярко обнаружилось в личности Анатолия Ивановича в годы работы мастером. Те, кто помнит его в этой не самой высокой должности, в первую очередь говорят об умении решать самые разнообразные вопросы своих подчиненных – от бытовых до партийно-правовых. Казалось бы, что может мастер – человек, имеющий самые малые полномочия в социалистической производственной системе? По словам Владимира Владимировича Денисова, ныне возглавляющего рыбин-ский «Дом печати», а в начале семидесятых жившего с Анатолием Ивановичем, что называется «крыльцо в крыльцо», очень многое.
Анатолий Иванович был человеком, к которому рабочий шел за решением своих проблем (от устройства ребенка в детский сад до получения квартиры) в первую очередь, – вспоминает Владимир Владимирович. – И только от мастера зависело, как быстро и насколько полно решится тот или иной вопрос. Естественно, имелись и такие мастера, обращаться к которым было просто бесполезно, и рабочие предпочитали идти мимо них сразу к высокому начальству – главному инженеру или, допустим, в партком. Угадайте с двух раз, где производственные показатели были лучше – на их участке или на участке Анатолия Лисицына?
Понимание того, насколько важно благополучие рабочих (говоря шире – подчиненных) в достижении стратегических целей, стало краеугольным камнем политики губернатора во всей его дальнейшей деятельности.
Директор от культур
Естественно, что подобное отношение к вверенному делу не могло пройти мимо внимания руководства комбината, и Анатолий Иванович довольно быстро пошел вверх по производственной лестнице. И довольно скоро она привела его к руководству всем комбинатом. Оппоненты губернатора довольно часто припоминают ему руководство «Свободой» в негативном смысле. Дескать, как можно было доверять управление областью человеку, чей производственный опыт на то время был практически полностью связан с «табуреточной фабрикой»? При этом они, мягко говоря, лукавят.
Дело в том, что в огромном (по меркам Ярославской области) Рыбинске «Свобода» являлась самым крупным предприятием, чья продукция была полностью ориентирована на нужды населения. Все остальное производство было так или иначе завязано на интересы оборонной промышленности – с ее, мягко говоря, особой спецификой. Как следствие – деятельность мебельного комбината оказалась наиболее близкой по духу к... рыночной экономике. Конечно, экономическая система Советского Союза функционировала с жуткими перекосами, но деньги имели место быть и борьба за дензнаки потребителя (пусть и не избалованного товарным изобилием) также существовала. Тем более в нашем регионе, где имелось сразу несколько мебельных производств – тот же «Красный Октябрь» в Ярославле и несколько фабрик поменьше в уездных городах. Опыт, полученный губернатором в рыночном (пусть и советском) экономическом пространстве, сослужил ему и всей области хорошую службу: когда о рыночные рифы ломали корпуса и более устойчивые регионы, Ярославская область выглядела, как минимум, пристойно. Поскольку губернаторская команда во многом опережала или предугадывала те особенности, которые подстерегали регион в бушующем процессе становления новой экономики.
Любопытный факт: прогрессивный взгляд на систему «товар – деньги – товар» едва не стоил директору «Свободы» членства в КПСС. Дело было так. Любое мебельное производство неизбежно порождает некоторое количество отходов. При советской власти списать и утилизировать их было практически невозможно, поскольку она (власть) заботилась, прежде всего о том, чтобы ни одна спичка не ушла «налево». «Свобода» же стояла посреди частного сектора, и многие ее сотрудники жили поблизости. Анатолий Иванович принял совершенно здравое решение – продавать своим рабочим отходы их же производства по цене дров. Но сегодня, на исходе первого десятилетия нового века нам кажется естественным то, за что против директора едва не завели персональное дело. К счастью, здравый смысл все-таки победил.
На «Свободе» губернатор запомнился не только тем, что всегда стоял за народ. Он оказался первым, кто всерьез занялся повышением культуры производства. Коснулось это многих аспектов: начиная с благоустройства территории и заканчивая обновлением модельного ряда продукции. Александр Викторович Петров, руководящий сегодня предприятием, утверждает, что именно при Анатолии Ивановиче оно обрело нынешний внешний вид. А те традиции, что были заложены под его руководством, до сих пор позволяют рыбинским мебельщикам довольно уверенно смотреть в будущее. К примеру, введение нового производства (сегодня помимо мебели здесь производят еще и двери) дало возможность поднять среднюю зарплату на уровень одиннадцати тысяч рублей. Лидеры же уже подбираются к отметке в два раза большей. Кстати, первые наборы корпусной сборной мебели (столь вожделенные нашим народом «стенки») на «Свободе» были выпущены именно во времена руководства нашего нынешнего губернатора.
Чиновник в час пик
Успехи директора мебельной фабрики неминуемо должны были привести его к вершинам либо партийной, либо исполнительной власти. По счастливому стечению обстоятельств (а возможно – и в силу той самой истории с дровами) КПСС не особенно претендовала на кандидатуру одного из рыбинских директоров. Поэтому карьеру свою Анатолий Иванович начал в районном исполкоме. А депутатом местного Совета стал еще раньше.
Естественно, у Анатолия Ивановича, как у любого руководителя, транспортный вопрос в то время был решен раз и навсегда: ему полагался служебный автомобиль. Нельзя сказать, что он совсем не пользовался этим средством передвижения, но он не прибегал к его услугам с утра, когда ехал на работу. А, будучи от природы «жаворонком», предпочитал отправляться к месту службы в семь часов. Таким образом, в восемь к его услугам всегда имелся прекрасно выспавшийся и отдохнувший водитель. А также – та сумма впечатлений, которую гарантировала ежеутренняя поездка в общественном транспорте.
О Лисицыне по городу до сих пор ходят легенды – к примеру, никто его не видел в общественном транспорте сидящим. На самом деле, конечно, это не легенда – в том смысле, что у этого исторического уже факта есть вполне рациональное объяснение. О нем рассказывает водитель троллейбуса маршрута номер один Николай Иванович:
– Мы с Анатолием Ивановичем жили в одном доме, поэтому я был знаком с ним лично. Естественно, я знал, что по нашему маршруту председатель райисполкома ездит на работу каждое утро (но, конечно, не всегда на моем троллейбусе). И могу подтвердить, что он никогда не занимал сиденье в общественном транспорте. Поскольку тогда работали все предприятия города, а с транспортом обстояло не так радужно, троллейбус заполнялся битком уже на первых остановках, и места для сиденья доставались либо женщинам, либо пожилым людям. Настоящие мужчины даже не претендовали на то, чтобы ехать сидя.
Вроде бы к такому поведению будущего губернатора легко лепится ярлык «популизм». Однако популисты очень любят обставлять единение с народом блеском вспышек и сиянием софитов. Анатолий Иванович просто ездил на работу – причем всегда, а не только когда ему нужно было «засветиться».
Кстати, свою непритязательность в отношении средств передвижения губернатор сохранил и по сей день. Конечно, в гараже администрации области имеются и весьма презентабельные представительские автомобили, однако по делам Анатолий Лисицын предпочитает ездить на серийной «Тойоте-камри». А что такое «Тойота», если сегодня даже частные предприниматели без образования юридиче-ского лица норовят пересесть на «Хаммеры» и «Бентли»?
Что же касается сотрудников районного исполкома, то им, как это ни странно, новый руководитель запомнился тем же, чем и труженикам комбината «Свобода». Вспоминает Марина Ивановна Шакурова – одна из подчиненных Анатолия Ивановича в годы его работы председателем исполкома Центрального районного совета города Рыбинска:
– Когда Анатолий Иванович стал председателем, первый день он провел в работе с документами. А на второй начал обходить подразделения и ко всем подчиненным обращался с вопросом о том, что им нужно для нормального выполнения своих обязанностей. И, конечно, народ принялся перечислять свои нужды: кому-то нужно было исправную пишущую машинку, кто-то нуждался в новой мебели, у кого-то был слишком холодный или сырой кабинет... Собрав всю эту информацию, Анатолий Иванович несколько опешил. Он-то спрашивал о том, чего его новым подопечным не хватает в обычной жизни. Но так как подчиненного человека в то время многие начальники даже не замечали, подобное внимание мы поначалу расценили как желание председателя улучшить нам именно условия труда, а не условия жизни. Кстати, ремонт здания исполкома Анатолий Иванович тоже осуществил – что во времена тотального дефицита было делом почти героическим...
В кресле губернатора
Отношение губернатора к своей теперешней должности, которую он занимает уже более полутора десятков лет, прекрасно укладываются в понятие «антипиар». Губернатору, например, ничего не стоит заявить принародно, что он – единственный в ряду своих коллег, не имеющий ученой степени. Поскольку и сам доверят только тем степеням, что были получены еще при советской власти – когда кандидатские и докторские дипломы зарабатывались реальным вкладом в науку. Или, к примеру, может уточнить, что наряду с романсами любит послушать некоторых представителей «русского шансона», столь щедро ругаемого на каждом перекрестке.
«Высоколобые интеллектуалы» от таких признаний, конечно, кривятся. А потом встречают Анатолия Ивановича, к примеру, на концерте группы «Белый острог» и столбенеют.
А чего столбенеть-то? Давно пора привыкнуть к тому, что рыбинские соотечественники руководителя нашей области воспринимают как должное: Анатолий Лисицын не собирается становиться монументом самому себе. Как следствие, он не костенеет в собственных привычках (которые, как метко сказал Александр Сергеевич Пушкин, есть только «замена счастию») и всегда готов взглянуть на мир свежим взглядом.
Зато принципам своим, сформированным еще в бытность мастером комбината «Свобода», губернатор остался верен до сих пор...