– Леонид Эдуардович, тысячелетие такого города, как Ярославль, – событие отнюдь не местечковое. Безусловно, это должен быть праздник всероссийского уровня. Губернатор области и Владимир Жириновский договорились вместе работать по нескольким направлениям. Одно из них – поддержка физкультуры и спорта. Есть ли другие проекты, в которых депутаты Госдумы могут принять участие?
– Безусловно, такие проекты есть. Я знаю, что в городе разработана программа по расселению ветхого и аварийного жилья. Это действительно очень важная и нужная задача, но для того, чтобы ее выполнить, необходимы миллиарды рублей. Город и даже область не в состоянии полностью обеспечить финансирование этой программы. Наша задача – получить дотации из федерального бюджета. Ярославль – это не Казань, где большинство проблем решается путем переговоров с местными нефтяниками. Именно они помогали властям Татарстана готовиться к тысячелетию республиканской столицы. В Ярославле надо рассчитывать либо на помощь федерального бюджета, либо на серьезные инвестиционные проекты.
– Каким путем можно привлечь эти инвестиции? Ни один здравомыслящий бизнесмен не будет вкладывать деньги в проект, который не принесет ему прибыли. А ведь жилье должно быть не только комфортным и современным, но и доступным. Во всяком случае, так говорят разработчики национальных проектов...
– Думаю, что здесь Ярославлю могло бы оказать большую помощь правительство Москвы. В области уже действует соглашение между губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным и мэром Москвы Юрием Лужковым. Безусловно, это очень полезная, стратегическая инициатива. И наша задача – не только ее поддержать, но и развить. Сейчас московские строители работают в области по остаточному принципу, то есть используют только те деньги, которые у них остаются от других проектов и которыми не страшно рискнуть. Почему? Да потому, что банки не дают им кредитов под региональные проекты. Если разработать прозрачную и понятную схему кредитования, строители с удовольствием будут работать в Ярославской области. Сегодня объемы московского жилья в Ярославле и Рыбинске невелики. В прошлом году в области было построено примерно 250 тысяч квадратных метров, из них московскими фирмами – процентов десять – пятнадцать, не больше. А ведь у них огромный потенциал.
– Создается впечатление, что вот сейчас придут москвичи, и жизнь сразу наладится: дома будут вырастать, как грибы после дождя, и стоить будут не дороже этих грибов. И потом, неужели ярославские строители работать не умеют?
– Понимаете, мы ведь говорим не об умении или неумении работать. Я с большим уважением отношусь к ярославским строителям. И в первую очередь потому, что нередко они строят даже быстрее своих московских коллег. В Ярославле много понастоящему красивых и современных домов, но дело не в этом. У московского правительства больше возможностей для переговоров со строителями, больше, если угодно, рычагов воздействия. Вот, например, такая схема работы. Правительство Москвы, по договору с областью, поручает какойто компании заняться строительством действительно доступного, социального жилья. Да, на этом проекте инвестор теряет определенную часть прибыли, но в качестве компенсации московские власти предлагают ему свою поддержку при реализации коммерческих проектов. Сегодня эта схема существует в зачаточном состоянии, довести ее до ума – это непростая задача, но думаю, что в ближайшие несколько лет мы выполним ее все вместе.
– Все это хорошо, но ценыто ведь все равно огромные... Понятно, что добиться их снижения указанием сверху, как в старые добрые времена, в наши дни уже невозможно. Тогда вопрос: как сделать строительство жилья интересным для инвесторов и в то же время доступным для жителей области?
– Знаете, это ведь не такая уж нереальная задача, как может показаться. Вот сегодня средняя цена за квадратный метр в Ярославле – около сорока тысяч рублей. Это намного меньше, чем в Москве, но для большинства ярославцев эта сумма абсолютно неприемлема. Цены растут в первую очередь потому, что на строительном рынке практически не развита конкуренция. После распада СССР жилые дома, по сути дела, стали штучным товаром. Если в городе будут одновременно работать, скажем, не двадцать, а пятьдесят компаний, тогда они будут вынуждены бороться за покупателя. В первую очередь, снижая цены и подстраиваясь под нужды ярославцев. Многим ведь не нужны квартиры по сто или по двести метров, им просто нужна крыша над головой. А сегодня строители нередко занимаются не тем, что нужно людям, а тем, что можно выгодно продать.
– А не будет ли этим пятидесяти компаниям тесно в Ярославле? Объемы строительства в городе и области пока не такие большие, как хотелось бы. Не начнут ли строители бороться за какойнибудь жалкий кусок земли, потому что нет свободных площадок?
– А не надо выделять участок под строительство одного объекта, одного дома! Вот здесь нам тоже пригодится опыт советских времен. Надо заниматься комплексной застройкой, строить целыми микрорайонами. Это, кстати, тоже влияет на цену квадратного метра. Чем выше объем, тем ниже себестоимость. В Ярославле есть удачный пример с микрорайоном «Сокол». Здесь ведется действительно комплексная застройка: появляются не только жилые дома, но и школы, автостоянки, детские сады. Такие площадки в городе пока еще есть в Брагине, например. Кроме того, можно заключить соглашение с Ярославским районом и строить частично на пригородной территории. Ярославль – это динамично развивающийся город, и в ближайшие несколько лет он будет разрастаться именно благодаря пригородам. Создать привлекательные условия для инвесторов и обеспечить горожан доступным и комфортным жильем – наше общее дело.