Пока еще в старинной даниловской Середе этого не случилось. Но районные власти всерьез намерены продать семь гектаров леса за околицей села с торгов неким коммерческим организациям, для устройства «базы семейного отдыха». Об этом их представитель заявила на собрании, устроенном инициативной группой селян.
Озабоченные судьбой самого ближнего леса жители сельского поселения во главе с Михаилом Лебедевым сообщили об этом в письме редакции газеты:
«Все делалось тайком от населения. Только недавно 4 мая к лесу подъехала машина землеустроителей с представителями частной фирмы, которые произвели топографическую съемку и обмер всего рыловского леса вместе с дорогами и опушками. Никакой информации они о себе нам не дали, сказав только, что делают это якобы для составления земельного кадастра. Если это отведение участков под строительство коттеджей, – пишут авторы, – то почему интересы «богатых дядей» стали выше интересов коренного населения?» И вот мы прибыли на место. Лес начинается сразу за последними домами и фермами.
Это небольшой, в основном естественный бор, самым старым деревьям лет по 100 – 200, с подсадками молодых елочек для защиты берега Касти от размыва и естественной молодой порослью. В прежние времена посадки делали лесники, а теперь и местные жители, в том числе из самой ближней деревни Рылово.
Чувствуется, что этот уголок природы не лишен заботы и внимания. Ни мусора, ни поваленных деревьев, ни кострищ. Это лесопарк, где в грибную пору любители тихой охоты за один поход собирают до 200 черноголовых крепышей, да еще не преминут угоститься земляникой, черникой. А воздух какой! А ландшафт! Здесь речка Касть – одна из заповедных и самых чистых в области – под лесистым берегом выгибается крутой излучиной.
Что и говорить! Соблазнительное место для дачи. Но нетрудно представить, что останется от этой красоты, если за дело возьмутся новые хозяева из черных иномарок, которые зачастили сюда и к местному начальству еще по зиме.
Последние елочки упираются в деревеньку. Здесь мы и встретились с местными жителями и дачниками, в том числе авторами письма в редакцию.
Разговор начала коренная жительница Агриппина Шувалова. Она здесь всю жизнь проработала на сырзаводе, потом в Середской школе.
– Это самое святое место, самое дорогое в Середе. Уж на что мы старые, но непременно добредем до леса подышать, грибков набрать. Это же все с детства знакомо, каждая елочка, каждый кустик. А забором огородят, нашим-то внукам куда из четырех стен? Ведь в селе не столько удовольствий, работа тяжелая и в поле и по дому. Одно преимущество – лес под рукой, и того хотят лишить.
Пенсионер, в прошлом лесник Середского сельского лесничества Виктор Куликов показал старую карту местности и поведал, что райский уголок, на который покушаются инвесторы, размещен на землях СПК «Верный путь» и давно относится к сельскому лесхозу.
– Но, когда у нас здесь недавно было собрание, – отметил он, – представитель администрации муниципального района Иванова заявила, что вроде бы теперь по закону район распоряжается нашим лесом, а поселение никаких прав на него не имеет. Если от леса отрежут, как было сказано землемерами, семь гектаров, то жителям для свободного посещения останется всего с десяток елок.
Маргарита Андрианова и ее муж живут в Середе более полувека.
– Как пошли на пенсию приехали в Рылово. И сколько мы для этого леса делаем, ни в одном лесничестве так не ухаживают. Каждую бумажку стараемся убрать. Никто из нас никогда деревца ни одного не срубил. И это единственное место на природе, куда середские могут прийти отдохнуть. Тут зимой наши дети катаются на лыжах. Это наш лучший уголок.
– Мало того, что наше право на пользование общим лесом нарушается, – добавил другой ветеран Юрий Васильев, – власти нарушат Водный кодекс 2007 года, если разрешат тут что-либо строить. Это же водоохранная зона реки Касть. Вот видите, она прямо внизу под обрывом. В двухстах метрах от уреза воды ничего строить нельзя.
– Мы знаем, что такое стройка, – продолжила Маргарита Патыченко. – Начнут сюда тяжелые машины возить песок, гравий, цемент, деревья им будут мешать. Вырубят все, что мешает. Нароют котлованов, наделают дорог. Не только нам, и себе ничего не оставят. Не будет леса. Кроме того, стройка преградит кратчайший путь жителям Рылова в ближайший к ним магазин в Середе. В обход идти два километра. Зимой это немало.
– Мы никогда не смиримся, даже если нас не послушают, – заявила Наталия Смирнова. – Мы выставим здесь пикет и палатки. Не пропустим никого.
В Середской школе мы узнали, что рыловский участок не просто красивый лес, а удивительный, особенный уголок природы Ярославского края.
– В этом месте у нас два памятника природы. Во всяком случае, наша школа представляла документы для официального присвоения им такого статуса, – сказала завуч, учитель географии Валентина Виноградова. – Слева находится сосновый бор Сычево, а справа, в рыловском лесу, – можжевеловая реликтовая роща. Более 300 можжевеловых кустов. Роще более тысячи лет. Некоторые кусты достигают трех метров. Это большая редкость. Жаль, но эти документы осели гдето в экологических инстанциях. Но по существу здесь должна быть особо охраняемая природная территория.
В рыловском лесу у нас работает экологический лагерь. Мы с ребятами проводим там исследования. Ежегодно в нем проходят туристические слеты, ставим палатки у реки, школьные эстафеты проводятся. Младшие школьники ходят в этот лес в походы, знакомятся с растительным миром. И для нас, как для всех местных жителей, это зона отдыха. Поэтому, если этот уголочек окажется за забором, то для всех нас такой поступок властей будет явной несправедливостью. Разве можно отнимать у детей кусочек родины ради какойто выгоды для бюджета.
Мнение жителей совпало и с мнением официальных областных учреждений, озабоченных судьбой ярославских лесов.
– Сразу скажу, что ни наш департамент, ни лесхозы к этому непричастны, – заявил заместитель департамента лесного хозяйства области Владимир Ищериков. – Этот лесной участок в составе Даниловского сельского лесхоза. Сегодня у меня был разговор по рыловскому лесу с главным лесничим этого лесхоза Александром Семеновым. Он сказал, что к нему приходили районные землеустроители и, не поясняя, для чего они это делают, сняли копию с карты лесного участка у Середы.
Лес там не относится к первой категории защитности, когда нельзя проводить никаких рубок, кроме санитарных. Он так называемый эксплуатационный.
Участок в семь гектаров приписан к землям сельхозназначения СПК «Верный путь». Но он не в собственности, а лишь в пользовании у хозяйства.
Из всего, что там происходит, вытекает, что продажа леса – инициатива администрации района. Но по Земельному кодексу землями сельхозназначения распоряжается администрация области. Чтобы перевести эти земли в какуюто другую категорию, например, в земли поселений, и продать комулибо, требуется постановление администрации области. К тому же это лесной участок. А ими районная власть может распоряжаться только, если земли находятся в муниципальной собственности. Но у нас в области собственность на сельские лесные участки не разграничена, стало быть, и выставлять такие участки на продажу никто не может – ни район, ни поселение.
Незаконность попыток выставить на продажу участок леса у Середы подтвердил редакции «Северного края» и директор государственного учреждения Ярославской области «Управление сельскими лесами» Андрей Горбунов.
– Рыловский лес в нашей компетенции. И мы проследим, – сказал он, – чтобы никакого произвола в отношении подобных участков не было.
Лесники посоветовали середским жителям не «свертывать знамена» и обращаться прямиком в прокуратуру, чтобы районным властям указали на незаконность затеваемой сделки.