– Николай Иванович, почему в качестве опытного избран именно ваш район?
– Выборы глав и депутатов советов в городском поселении Гаврилов-Ям и четырех сельских поселениях прошли у нас первыми в области, в июле. Поэтому было больше времени на подготовку к тому, чтобы поселения с января 2006 года взяли на себя функции, установленные федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вместе с тем передавать полномочия по управлению ЖКХ в середине зимы от одного уровня власти к другому вряд ли целесообразно. Договоры на поставку энергоносителей заключены районной администрацией. К примеру, только на закупку мазута нам необходимо 10 млн. рублей. Два миллиона дала область, два – заложены в районном бюджете, не хватает шести. Пока это наша проблема, зачем сваливать ее на новую власть?
– Что случится 1 января 2006 года, когда в Гаврилов-Ямском районе закон о МСУ вступит в силу?
– Ничего экстраординарного, ведь мы обязаны провести реформу не в один день, а постепенно, ничего не разрушая. Первое время администрация района, например, продолжит заниматься сферой ЖКХ, уборкой мусора, но уже совместно с новой властью. С 1 января будет происходить поэтапная передача этих функций поселениям. Раньше не можем, так как органы власти поселений обретут полномочия в полном объеме только в новогоднюю ночь.
В любом случае все полномочия, положенные по закону, мы должны отдать в поселения с финансами. А потом они могут либо делегировать нам свои полномочия, либо исполнять их самостоятельно. Перемены в лучшую или худшую сторону население заметит через год-два. Сегодня все вопросы замыкаются на главе района, а завтра люди с просьбами пойдут к главам поселений.
– А нужна ли в принципе нынешняя муниципальная реформа?
– Сама по себе идея реформы местного самоуправления неплохая, но пути ее реализации и финансовая база реформы до конца не подготовлены. Федеральные власти, разрешив регионам отсрочить начало преобразований вплоть до 2009 года, фактически признали это.
– Так зачем торопиться? Может, подождать пару лет, подучить людей, спокойно сверстать бюджеты?
– Два года с момента принятия 131-го закона уже прошли. Считаю, что затягивать этот процесс нецелесообразно. Правильней будет передать органам власти поселений на всей территории региона хотя бы часть функций, чтобы они начали работать. Коль в нашей области избрали депутатов и глав, обнадежили людей, медлить с этим нельзя, иначе может произойти дискредитация реформы. Жители придут к местной власти решать свои вопросы, а там скажут, что не могут ничего сделать, так как у них нет никаких полномочий. Избиратели, естественно, спросят: зачем же тратили государственные день-ги на выборы? Реформа в таком виде никому не нужна.
– Готовятся ли у вас уставы поселений?
– На заседаниях советов поселений одобрены проекты уставов поселений, они опубликованы в районной газете, идет их обсуждение на публичных слушаниях. Депутаты муниципального совета Гаврилов-Яма несколько раз собирались и спорили о каждой статье проекта. Ведь чтобы вникнуть в юридические тонкости человеку, который никогда этими вопросами не занимался, нужно много времени. В ноябре уставы должны быть приняты, переданы на государственную регистрацию. До 1 января 2006 года они вступят в законную силу.
– Какое устройство власти будет в поселениях?
– Такое же, как в районе: глава избирается на всеобщих выборах, он же является руководителем администрации.
– А вот председатель обл-избиркома Галина Степенко считает, что нужно назначать глав исполнительной власти по контракту. Мол, люди могут избрать профнепригодного мэра, а отстранить его будет сложно. Зато несправившегося «назначенца» в любой момент можно уволить.
– 131-й закон предусмотрел и возможность совмещения функций главы поселения и руководителя администрации, и возможность их разделения. У нас принят первый вариант. Если жизнь выявит какой-то негатив, будем вносить коррективы.
– Насколько опытные люди пришли во власть в вашем районе?
– Руководителями поселений избраны те, кто имеет практический опыт, знает проблемы города и сел. Мэром Гаврилов-Яма, например, стал Павел Тельнов, в 1994 – 2004 годах работавший директором льнокомбината. Мы договорились, что до 1 января 2006 года он поработает моим заместителем, чтобы познакомиться с проблемами, которые ему предстоит решать в качестве главы. Одновременно он занимается процессом становления органов МСУ. Главой Шопшин-ского сельского поселения избран Валентин Стеценко, руководящий территорией около десяти лет. И другие поселения возглавили не случайные люди.
– То есть Павел Тельнов фактически работает мэром. У него уже есть свое помещение?
– Еще до выборов решили, что администрация городского поселения Гаврилов-Ям будет размещаться в здании управления сельского хозяйства, в центре города, напротив рынка. В настоящее время в этих помещениях идет ремонт. Вместе с Тельновым работают два помощника. С расширением функ-ций будет увеличиваться и штат работников. Избранный председателем муниципального совета Гаврилов-Яма директор МУП ЖКХ Андрей Сергеичев свои функции осуществляет на общественных началах.
– Две трети населения района живут в Гаврилов-Яме, здесь же находятся основные промышленные предприятия. Деньги на нужды села вы будете забирать у города. Не будет ли конфликтов с мэрией?
– Законом № 131 предусмотрено выравнивание бюджетной обеспеченности сельских и городских поселений, что должно пригасить возможное противостояние. Городу, у которого собственных доходов больше, потребуется меньше дотаций из областного и районного фондов финансовой поддержки, чем селу.
– Богатый Гаврилов-Ям не хочет отделиться от района?
– Пока сепаратизма у нас не наблюдается. Гаврилов-Ям и район всегда были одним целым, вряд ли кто-то выиграет от разделения.
– Есть ли прогноз расходов и доходов поселений на 2006 год?
– Пока областной бюджет не принят, точные цифры назвать сложно. Районный и поселенческие бюджеты будут утверждаться в декабре. Но по предварительным подсчетам ясно: некоторые сельские поселения надо дотировать на 80 и более процентов. Город может обеспечить себя процентов на сорок. Остальное должна дать область. Если не будет денег, никакого самоуправления просто не получится.
– На какие собственные налоги будут опираться поселения?
– Закон закрепил за поселениями в качестве основных доходов земельный налог, налог на имущество физических лиц, 10 процентов налога на доходы физических лиц, 30 процентов единого сельхозналога. Если в селе остался один колхоз, какая там налогооблагаемая база? Когда земельный налог зависит от кадастровой оценки, его поступления могут уменьшиться. Если депутаты поселений захотят получить больше денег и резко поднимут налог на имущество физических лиц, народ этого не поймет. К тому же определенная часть подоходного налога в казну не поступает, так как некоторые работодатели продолжают платить зарплату в конвертах.
– Можно же, в конце концов, оказать административное воздействие на неплательщиков…
– Наша беда в том, что районная власть не располагает достоверной информацией о поступлении налоговых платежей в местный бюджет от конкретных предприятий. Законодатель включил ее в разряд конфиденциальной. Хорошо, если нормальный директор скажет, сколько должен. А если не скажет? Как в этих условиях можно влиять на нерадивых плательщиков?
– ЖКХ вместе с финансами от вас уйдет на другой уровень. С одной стороны, это потеря денег, а с другой – снятие ответственности за отопление. Или вы по-прежнему будете все контролировать?
– Безусловно, ответственность за состояние дел на территории района все равно будет нести его глава, хотя законом это и не предусмотрено. А «коммуналку» в поселения однозначно надо передавать. Люди избрали местного главу, он лучше должен знать, как их обогреть. И отдадим все день-ги, предназначенные для ЖКХ, лишь бы оно функционировало нормально.
– И ведь этих средств не хватит, например, на замену всех обветшавших труб…
– Надо понять, что после введения нового закона о МСУ больше денег не станет. Он принят для того, чтобы имеющиеся финансы более рационально тратились. Сохраняется централизованная налоговая система: деньги, собираемые в Гаврилов-Яме, идут в Москву, затем через федеральные программы могут вернуться назад. Целесообразнее часть налогов оставлять в поселениях.
– Логика у федералов здесь такая: чтобы воровства меньше было, надо сверху все контролировать.
– Именно на местах никто деньги нецелевым образом использовать не будет, поскольку действия администрации прозрачны. Тем более в поселении: если построил колодец, он налицо. Если же деньги потратили не туда, это все знают. А вот когда средства через десять рук проходят, как раз к каждым рукам рублик и прилипает – и не потому, что воруют, а во вполне законном порядке.
– Насколько успешность реформы зависит от человека, который будет руководить поселением?
– Личность главы играет очень большую роль. Можно все завалить, сказав, что «денег нет, просите у губернатора, у главы района». Руководитель МСУ избран для того, чтобы думать, где заработать деньги и как правильно их израсходовать. Все главы поселений нашего района способны это делать. Будет обязательно под-держка и области, и района, однако одно дело помогать тому, кто работает... Но нельзя резко повышать налоги. Самообложение огромных доходов не принесет. Тысячи и десятки тысяч рублей с семьи не соберешь, а незначительные суммы проблем не решат. И ведь нужно показать эффективность использования полученных денег. Если глава поселения смог собрать крупную сумму и сделать что-то полезное для всех, народ охотно внесет и больше. Люди все-таки надеются на улучшение жизни.