Самое раннее упоминание о Благодатном огне относится к IV веку. Теперь же благодаря телевидению, наблюдать за этим чудом может каждый. С 2003 года российский фонд Андрея Первозванного доставляет огонь в Москву, успевая сделать это прямо к Пасхальной ночи. К спецрейсу самолета из Иерусалима вот уже четвертый год подряд приурочивает свою поездку в столицу и машина Ярославской епархии.
Первая остановка – в Переславле, в Никольском монастыре. Отсюда Благодатный огонь расходится по всем храмам Переславского благочиния. Затем – Ростов, СвятоЯковлевский Димитриевский монастырь. Здесь гонцов уже встречают с пасхальной радостью. «Христос Воскресе!» только что пропели, и путников ждет небольшая передышка и награда за понесенные труды – разговление крашенными яйцами и куличом.
В Ярославль до нынешнего года Благодатный огонь доставляли утром, а после Пасхальной вечери под открытым небом на Ильинской площади раздавали горожанам. Нынче же святыню привезли к окончанию праздничной ночной литургии в Казанский собор, который впервые стал центром пасхальных торжеств епархии. Возженные от него лампады соединили Ярославль со Святой землей, с храмом Воскресения Господня, где всего несколько часов назад Благодатный огонь к утешению верующих вновь сошел с небес на землю.
А воскресным днем крестным ходом на Ильинскую площадь двинулись за ним прихожане ярославских храмов.
Один за другим четыре людских ручья – от Феодоровского кафедрального собора, храма Параскевы Пятницы в Калачном ряду, церкви Спасанагороду и Казанского собора – встречаются на главной площади города. Во главе каждой колонны хоругви, святые образа, которые несли прихожане, в том числе и дети, подростки. Священство в красных пасхальных ризах, церковные хоры, прихожане. «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», – со всех сторон слышалось это приветствие. С ним обратился к собравшимся и архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, начав службу. В этот вечер она самая короткая и самая радостная.
А фонарь с Благодатным огнем уже привлек к себе взоры собравшихся. В руках многих свечи или специальная лампада. Когда после окончания службы владыка Кирилл протянул к собравшимся свой пучок свечей, зажженных от иерусалимского огня, к нему с детской непосредственностью потянулись сотни рук. Ктото даже попытался коснуться огня рукой, уповая на то, что и здесь он первые секунды может не жечься, как и у гроба Господня. Но этого чуда здесь уже не происходит. Дерзнувший погладить огонь тут же отдернул руку.