– Этот же вопрос мы задали себе в начале прошлого, 2006 года. Тогда мнения разделились примерно 50 на 50. Ктото, говоря вашими словами, утверждал: «Не надо улучшать то, что и так четко и без сбоев работает». Другие, будучи, может, более радикальными, требовали энергичных и решительных действий. Правильное решение, на наш взгляд, было посередине. Наша позиция в реализации административной реформы состоит в том, что менять и модернизировать в первую очередь необходимо то, что непосредственно касается интересов и чаяний рядовых граждан, предпринимателей и делового сообщества. Перемены необходимы. Нужен и критический взгляд на то, что сдерживает наше движение, что мешает эффективной работе органов исполнительной власти. Одновременно необходимо увидеть и поддержать то положительное, что есть в работе структур государственной власти, сделать этот опыт достоянием гласности и создать условия для внедрения в практику всех органов исполнительной власти.
– В чем же, на ваш взгляд, состоят приоритеты административной реформы в Ярославской области, какова программамаксимум и программаминимум администрации области?
– Мы ставим перед собой совершенно определенные цели: ограничение вмешательства органов власти в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования, повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Таковы наши стратегические приоритеты, если говорить об административной реформе. Это и есть наша программамаксимум.
Программаминимум, как и наши стратегические цели, достаточно подробно представлена на официальном сайте администрации Ярославской области. Это весь спектр конкретных задач и путей их реализации на 2007 год. Назову лишь некоторые из них. Например, разработка регламентов и стандартов государственных услуг, прежде всего платных; разработка и внедрение системы программноцелевого бюджетирования, то есть бюджетирования, ориентированного на результат. Одним из важных элементов административной реформы будет ее интегрирование в федеральную целевую программу «Электронная Россия».
– Анатолий Иванович! Говоря о начале осуществления административной реформы в Ярославской области в этом году, можно ли вести речь о дате или периоде, когда следует ожидать первых ощутимых ее результатов?
– Вопервых, замечу, что административная реформа начата в области не в 2007 году. В прессе был такой заголовок – «В Ярославской области начата административная реформа». Это некоторое заблуждение.
Прошедший 2006 год был очень интенсивным годом в плане реализации мероприятий административной реформы. В этом году создан мощный интеллектуальный задел для последующей работы в данном направлении. Загляните на сайт администрации области. Все сразу станет понятно. Создана хорошая нормативная правовая и методическая база, разработаны и реализуются проекты, без которых в нынешнем году многие наши планы не смогли бы осуществиться.
Более того, в конце прошлого года ряд губернаторов областей Центрального федерального округа обратились к нам с просьбой поделиться опытом реализации административной реформы в Ярославской области. Это говорит о многом. Одно дело, когда мы занимаемся самооценкой, другое – когда к нам едут коллеги из других регионов и учатся у нас.
Поэтому подчеркну: подготовительный этап административной реформы, самый важный, прошел результативно. Пусть не так гладко и быстро, как бы нам хотелось, но тем не менее есть ощутимые достижения, создана платформа, опираясь на которую можно уверенно идти дальше.
– Очевидно, что один результат уже есть – на дистанцию мы вышли без фальшстарта и хорошо подготовленными. Когда ждать первых результатов реформы?
– О результатах 2007 года можно будет судить уже в мае – июне. Это станет одним из промежуточных, но чрезвычайно важных этапов. Все органы исполнительной власти завершат к 1 мая корректировку своих положений. Произойдет оптимизация функций. В новых положениях органов власти не должно быть неисполняемых, нелегитимных, дублирующих и излишних функций. К решению этой задачи мы подойдем в конце 2006 года. О нашем опыте не раз положительно отзывались в Минэкономразвития России, и неоднократно с их стороны были рекомендации другим регионам изучить опыт ярославцев.
Другие ощутимые итоги административной реформы станут видны, когда в полную меру «заработают» регламенты государственных услуг. В этом году мы сделаем акцент на регламентацию прежде всего платных услуг, которые оказываются органами госвласти.
– Об этом говорилось и на заседании комиссии по проведению административной реформы в конце февраля...
– Совершенно верно. Почему именно платные услуги подлежат первоочередному регламентированию и стандартизации? Кстати, таких услуг более 130. Дело в том, что это, как показывает анализ, наиболее массовые социально значимые услуги. Население и предприниматели области ежедневно обращаются в органы власти с теми или иными проблемами. Общеизвестно, как иногда некоторые чиновники встречают и провожают рядовых граждан, предпринимателей и бизнесменов. Факты бюрократии, равнодушия, бесконечно бумажной волокиты есть и у нас.
Регламентация госуслуг, которую мы будем осуществлять в течение 2007 и 2008 годов, позволит снизить остроту этой проблематики. Регламентация госуслуг представляет преимущества не для чиновников, а для населения и предпринимателей и тем самым позволяет сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей услуг; повышает открытость, качество и эффективность административноуправленческих процессов в органах исполнительной власти.
– Анатолий Иванович, вопрос, может быть, не совсем по административной реформе, но чуть выше вы об этом говорили. Современные информационные технологии и органы власти. Дружат ли они между собой?
– Для нас еще в прошлом году стало совершенно очевидно, что административная реформа и цели федеральной программы «Электронная Россия» по большинству во многом совпадают по своей направленности. Без применения современных технологий административная реформа неизбежно забуксует. Новые средства коммуникации, технологии, возможности Интернета придают ускорение процессам реформ. Они становятся все более востребованными. Повышается прозрачность многих административных процедур, чиновникбюрократ выводится из процесса, влияющего на результат эффективности деятельности госоргана, минимизируются коррупция или предпосылки к условиям ее возникновения.