Проект бюджета депутатам представлял заместитель губернатора – директор департамента финансов областного правительства Анатолий Федоров. Защищая «детище» исполнительной власти, он выстоял на трибуне два с лишним часа, изрядно измотавшись физически и морально. Депутаты наседали – и было за что. Опытный финансист, теряя свою легендарную ровность, сердился – и было от чего.
Основные цифровые параметры областного бюджета на 2013 – 2015 годы представлены в таблице. Разработка бюджета шла по двум сценариям: пессимистичному (консервативному) и благоприятному (базовому). Думе был представлен благоприятный вариант, основанный на стабильном темпе прироста экономики Ярославской области в среднем на 5 процентов в год. Исходя из этих надежд общие доходы областного бюджета останутся прежними в 2013 и немного подрастут в 2014 – 2015 годах. При этом поступления из федерального бюджета уменьшаются в разы. А с 2016 года вообще предусматривается полное самообеспечение: федеральное правительство мечтает видеть Ярославскую область недотационной.
Соответственно должны расти (и по проекту это происходит) собственные доходы областного бюджета. Наибольшие доходы в 2013 году (детального расчёта на 14-15 годы нет) правительство намерено получить от акцизов – 12,5
млрд. рублей. Из них акцизы на пиво составят 8 млрд. рублей, на алкоголь – 698 млн. рублей, на нефтепродукты – 3,79 млрд. рублей. Напомним, что местный производитель пива (ОАО «Балтика») был заблаговременно поддержан: в сентябре ему выделили субсидию на увеличение объёмов производства. Другие существенные налоговые поступления: налог на прибыль – 11,3 млрд. рублей, НДФЛ – 9,7 млрд. рублей, на имущество организаций – 5 млрд. рублей. Есть среди налоговых поступлений и не безупречный с моральной точки зрения налог на игорный бизнес. Налогообложению подлежат 16 объектов игорного бизнеса на территории области. В сумме они дают 1,4 млн. рублей налогов.
По сравнению с налогами неналоговые доходы в структуре собственных доходов составляют небольшую часть. В 2013 году это 606 млн. рублей, полученных от продажи областного имущества, платы за негативное воздействие на окружающую среду и использование лесов, доходы от платных услуг государства и штрафы ГИБДД.
Расходы бюджета направляются в два основных русла: текущие расходы (39,8 млрд. рублей) и бюджет развития (он составляет примерно 6 млрд. рублей).
– Нам ещё хочется немножко развиваться, – объяснил Анатолий Федоров.
Развиваться мы, действительно, будем не ахти как. В основном за счёт областных целевых программ и проектов областного правительства. Это технопарки и пресловутый
аэропорт «Туношна», который снова и снова хотят ввести в строй.
Текущие расходы – это то, без чего в области всё рухнет. Главная задача властей при осуществлении этих расходов – снизить социальную напряжённость и максимально поддержать имеющуюся инфраструктуру. Потому проект бюджета носит социальную направленность. Это повышение зарплат разным категориям бюджетных работников, выплаты социальных пособий, питание, компенсация проезда в разных видах транспорта, субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг, приобретение бесплатных для населения вакцин по эпидпоказаниям, содержание детей-сирот и т. д.
Расходы по отраслям в 2013 году (включают и выше названные социальные выплаты) таковы: образование – 11,2 млрд. рублей, социальная политика – 7,7 млрд., здравоохранение – 8,1 млрд., дорожное хозяйство и транспорт – 5,8 млрд., ЖКХ – 1,8 млрд., сельское хозяйство – 849 млн., культура – 770 млн., спорт – 355 млн. рублей.
Особой строкой отметим увеличение в будущем году расходов на обеспечение деятельности органов власти. Областной Думе добавляют 17,7 млн. рублей (всего будет 158 млн.), судебному департаменту – 4,5 млн. рублей (103,2 млн.), органам исполнительной власти – 78 млн. (всего – 1,63 млрд. рублей). 74,5 млн. рублей выделяется областной избирательной комиссии на подготовку выборов депутатов областной Думы. Приличные суммы получат также казённые учреждения: транспортная служба правительства области – 91 млн. рублей, государственный архив Ярославской области на сохранность архивного фонда – 76,7 млн. Зато на 100 млн. рублей уменьшится резервный фонд области. Он теперь составит 180 млн. рублей.
Представив проект бюджета, Анатолий Федоров предложил и схему его поэтапного принятия. 13 ноября планировалось рекомендовать документ к принятию в 1-м чтении, 15 ноября – провести публичные слушания в Правительстве, 20-го – «перетереть» непонятные вопросы, 27 ноября на заседании облдумы принять бюджет в первом чтении, а 18 декабря – во втором. Но не тут-то было.
– Депутаты настроены решительно, и даже в первом чтении бюджет не будет принят, – заявила Лариса Ушакова.
Мы имеем право не принять бюджет и мы его не примем, заговорили депутаты.
И не приняли. Основная их претензия восходит к длительному прессингу облдумы предыдущим губернатором. Губернатор ушёл, а старая схема подготовки проекта бюджета осталась.
– Мы планировали создать рабочую группу по подготовке бюджета, но вы опять не допустили депутатов к его формированию. Это недопустимо! – бросил Андрей Крутиков обвинение Анатолию Федорову. – А теперь вы говорите о каком-то графике.
Основные параметры бюджета, млрд. руб.
Основные параметры бюджета, млрд. руб.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
Доходы, из них
|
45,2
|
45,2
|
46,9
|
50,4
|
- налоговые и неналоговые доходы
|
37,7
|
41,6
|
44,6
|
48,1
|
- поступления из федерального бюджета
|
7,5
|
3,5
|
2,3
|
2,2
|
Расходы, из них
|
52,5
|
49,3
|
52,8
|
55,7
|
- социальная сфера
|
34,5
|
30,8
|
-
|
-
|
- экономика, ЖКХ, охрана природы
|
11,6
|
10,4
|
-
|
-
|
- общегосударственные и другие расходы
|
6,3
|
8,1
|
-
|
-
|
Дефицит
|
7,3
|
4,1
|
5,9
|
5,3
|
Государственный долг
|
11,7
|
16,5
|
20,7
|
26,6
|
В результате график не отменили, но внесли в него дополнительные встречи и согласования. Далее депутат Евгений Мухин потребовал, чтобы бюджет представлял не только Анатолий Федоров – «не специалист в энергетике, строительстве и других сферах», а заместители директоров департаментов – главных распорядителей бюджетных средств. Так как директора департаментов в последнее время часто меняются, то именно замы «в курсе» каждого проекта. Парламентарии проголосовали за это предложение.
Но депутатов задело не только то, что их не позвали. У них были конкретные претензии: у каждого свои в зависимости от «специализации». Тот же Андрей Крутиков и Александр Цветков обеспокоены растущим госдолгом области. К 2016 году он может достичь 32 млрд. рулей. Анатолий Федоров не видит в этом особой катастрофы. Только два субъекта РФ на сегодняшний день не имеют госдолга, сообщил он. Кроме того, госдолг области постепенно снижается. В 1999 году он составлял 134 процента от собственных доходов. В 2003 – 2004 гг – 76 процентов, а в 2011 – 37 процентов.
– Всё равно мы не услышали в проекте бюджета концептуального подхода к снижению госдолга, – усомнился Крутиков. – Что с ним будете делать?
Пути погашения по убеждению главного финансиста региона все старые: реструктуризация расходных обязательств и увеличение доходной базы.
Спросили парламентарии и про источники финансирования бюджетного дефицита. Год за годом правительство области всё больше берёт дорогих кредитов в коммерческих банках и всё меньше привлекает дешёвые бюджетные кредиты. И расходы на обслуживание долга повышаются. А он и так в 2013 году составит 1,3 млрд. рублей.
– Расходы на обслуживание госдолга больше, чем затраты на спорт, культуру и охрану окружающей среды вместе взятые, – заметил Александр Цветков.
Следующий концептуальный вопрос – приоритеты развития.
– Какие приоритеты бюджета, кроме социальных? – спросил депутат Владимир Тихомиров.
Анатолий Федоров их снова озвучил: защищённые статьи – зарплата, питание, социальные выплаты, медицинское ослуживание; коммунальные платежи; капитальное строительство и инвестпроекты. Но депутаты остались недовольны, так как в бюджете приоритеты прописаны, по их мнению, нелогично. Павел Смирнов и Евгений Мухин потребовали чёткого определения приоритетов и самое главное – концентрации финансовых усилий при их реализации. В общем не надо тонким слоем размазывать кашу по тарелке: если уж решили строить, то нужно строить быстро и получать результат, заметили они.
Кстати, на нелогичность и непонятность бюджета парламентарии жалуются не впервые. Но от этого областное правительство не стало готовить более понятную документацию. Вызвали вопросы и отдельные сокращения расходов в сельском хозяйстве (Алексей Окладников), в сельской медицине (Наталья Балакирева).
Не прописаны в бюджете и конкретные получатели бюджетных средств. Это стало ещё одним камнем преткновения на пути к согласию.
– Здесь мы голосуем за концепцию бюджета. А если я не вижу, кто конкретно получит деньги, я с концепцией не согласен, – сказал Андрей Крутиков.
Конкретные получатели, которых не хотелось бы видеть в бюджете, сразу нашлись. Это элитный спорт и казённые предприятия.
– Каждый департамент сегодня наплодил кучу казённых предприятий, которые не выпускают продукцию, не оказывают услуг, а по сути выполняют функции самих департаментов. Сколько денег на содержание этих предприятий мы тратим? Вы нам не показываете. Получаются скрытые сотни миллионов рублей! – вошёл в раж Крутиков. – У бюджета есть ещё серьёзный недостаток. В связи с вступлением России в ВТО Государственный совет РФ потребовал от каждого региона создать программу минимизации рисков для заблаговременного предотвращения негативного влияния на социально-экономическое развитие области. Такой программы мы также не увидели.
Итак, на этот раз депутаты намерены разобраться в бюджете до мелочей.
– Я понимаю, любой депутат может сказать, что ему не нравится бюджет. А уж мне-то он совсем не нравится, – примирительно вздохнул Федоров.
Гость | 15.11.2012 в 18:32 | ответить1
В целях сокращения плановых расходов предлагаю дать задание учреждениям органов власти сократить расходы на свое содержание, например на 5%. Сокращение штатов, покупок мебели… — решают самостоятельно.