Заместитель председателя комитета по экономической политике Евгений Ершов задачу поездки определил так:
– Из областного бюджета на аэропорт выделяются немалые средства, думаю, определённые суммы будут заложены и на следующий год. Мы должны знать, насколько эффективно расходуются эти деньги.
60 миллионов рублей руководство аэропорта хочет получить в 2013 году из региональной казны на развитие «Туношны». Не такая уж и большая сумма, если учитывать, что на одну лишь реконструкцию взлётно-посадочной полосы требуется 2,4 миллиарда. Но менеджеры этого транспортного предприятия разработали свой план последовательного и постепенного решения самых назревших задач. Для этого в следующем году они намерены привлечь из разных источников в общей сложности 212,2 млн. рублей инвестиций.
Заместитель губернатора Игорь Елфимов рассказал депутатам о той работе, что проведена под контролем областного правительства за последние несколько лет по модернизации этого объекта, и о перспективных планах по его продвижению на рынке авиауслуг. Сейчас регулярно выполняются рейсы из Ярославля в Питер и Москву.
Идут переговоры с Рижским транспортным узлом, авиакомпанией AirBaltiсa. Если всё сложится успешно, то из нашего города откроются воздушные ворота во многие города Европы и Азии. Кроме того, к «Туношне» проявляют интерес и китайские партнёры.
Вопрос о том, что делать с аэропортом, остро встал два года назад. Ежегодно «Туношна» терпела убытки, связанные с тем, что основные средства находились в ведении области, то есть на балансе аэропорта.
Директор предприятия Олег Кочанов доложил депутатам:
– Сейчас мы изо всех сил форсируем процесс передачи, в частности радиолокационного оборудования, в ведение федеральных структур. Уже через пару лет оно будет требовать обновления, и такие затраты – полмиллиарда рублей – областному бюджету не потянуть. Что касается взлётно-посадочной полосы, то есть надежда, что на её ремонт также удастся привлечь средства федерального бюджета. После этого аэропорт сможет принимать большегрузные самолёты, что сразу существенно поднимет грузооборот.
Депутаты убедились, что коллектив аэропорта не сидит сложа руки, а действует умело. Например, несмотря на то, что в последнее время поддержка «Туношны» была скромной (за 3 года – 107 миллионов рублей), аэропорт сумел увеличить пассажиропоток в 2 раза и грузоперевозки – на 40 процентов. Выручка за прошлый год составила около 120 миллионов рублей, операционная задолженность впервые сведена к нулю. За последние
5 лет в стране закрылись 300 аэропортов, а «Туношна» не только стабильно работает, но и вышла на 15-е место по объёму грузоперевозок!
Согласно разработанному специалистами аэропорта мастер-плану его развития, к 2020 году он должен обслуживать порядка 600 тысяч пассажиров и обрабатывать около 120 тысяч тонн груза. Однако, чтобы реализовать полную программу развития, которая позволит выйти на эти цифры, нужно вложить около 100 миллионов евро. Но это перспективы, а выживать нужно сейчас.
– Каждый развитый регион должен иметь современный аэропорт, что серьёзно повышает инвестиционную привлекательность территории. К тому же регулярное авиасообщение с крупнейшими городами страны сделает Ярославскую область более доступной для туристов и бизнесменов, а рейсы за рубеж снимут барьеры для ярославцев, которые направляются на отдых, – так оценил важность аэропорта для престижа области председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Владимир Денисов.
А депутат Александр Кузьмин поинтересовался:
– С одной стороны, хорошо, что мы близко от Москвы, но для авиации это, наверное, слишком близко, не в этом ли проблема нашего аэропорта?
На что заместитель губернатора Игорь Елфимов ответил:
– У Ярославского авиатранспортного узла есть реальный шанс перетянуть на себя часть грузового потока из Москвы: на столичные аэропорты сейчас ложится слишком большая нагрузка.
Заместитель председателя комитета по экономической политике Ярославской областной Думы Альфир Бакиров дал свою оценку ситуации:
– Идею саму приветствую, но считаю, что стратегия должна быть очень продуманной и согласована с областной Думой. Если мы собираемся резко увеличить возможности грузопотока, то должны знать, кто придёт работать, какие коммерческие структуры придут и как будут «отбиваться» бюджетные деньги. У нас, к сожалению, есть ряд так и не реализованных проектов на территории области, а когда речь идёт о миллиардных вложениях, надо, естественно, очень сильно подумать.
Депутаты внимательно выслушали представителей областного правительства и менеджмент аэропорта, уточнили, на какие конкретно цели пойдут в 2013 году запрашиваемые из областного бюджета 60 миллионов рублей, есть ли реальные шансы найти сторонних инвесторов и привлечь внебюджетные деньги и – когда же, наконец, аэропорт сможет выйти на полную безубыточность?
– Это очень полезная встреча. Она дала возможность депутатам на месте посмотреть, как работает такой стратегический актив области, как аэропорт. Мы проверили, как вкладываются бюджетные деньги, увидели, что и областное правительство, и дирекция аэропорта чётко видят перспективы развития, – подытожил работу парламентариев заместитель председателя Ярославской областной Думы Евгений Заяшников. – Вся эта информация потребуется нам при работе с проектом областного бюджета на следующий год. Мы знаем, какие затраты обоснованы и что требуется «Туношне».
Результатом выездного заседания двух думских комитетов стало решение депутатов рекомендовать региональному правительству разработать областную целевую программу развития «Туношны», чтобы в конкретных цифрах и показателях зафиксировать предстоящие затраты и желаемые результаты. Может быть, расчёты покажут, что сейчас просто выгоднее выделить даже и не 60, а все 100 миллионов рублей на развитие аэропорта?
Следующую подобную поездку депутаты планируют совершить в город Тутаев. Там тоже следует проверить, как расходуются деньги, выделяемые из федерального и областного бюджетов по государственной программе поддержки моногородов.