четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 19 июля 2012

Демократия, власть народная...

26 октября школа юных журналистов им. Н. Островского Ярославского центра внешкольной работы отмечает 30-летие со дня своего рождения. Сегодня мы предоставляем читателям размышления одного из юнкоров этой школы об ушедшем ныне в историю периоде горбачёвской «гласности и перестройки».

автор Сергей КИСЕЛЁВ. «Юность», 22 декабря 1990 г.    фотограф Фото из архива Юрия БАРЫШЕВА.

 

Эх, перестройка! Вихрем промчалась ты по стране, ломая и сокрушая всё, что встречалось на пути твоём. Особенно глубокий след оставила ты в наших мозгах, наделав в них такой путаницы, по сравнению с которой библейский хаос показался бы строгой системой. В рое противоречий взорвалось всё: ведь «если раньше говорили «враг народа», то теперь он – борец за справедливость, если раньше в него плевали, то теперь молятся. И, главное, если раньше кричали: «Ура! Прогресс!», то сейчас с ужасом в глазах твердят: «Застой!»

Кстати, никто не знает, что такое «застойное мировоззрение», и считают «застойщиком» всякого, кто высказывает точку зрения, не соответствующую духу времени. На человека, который не поддерживает демократов, народофронтовцев или, на худой конец, анархистов, смотрят с недоумением и пожимают плечами: «Застойщик». Если у кого-то хватит смелости подвергнуть критике политический курс бывшей демократической платформы, то ему в спину бросят презрительно: «Коммунист!» а если ты (упаси Бог!) осторожно намекнул, что Владимир Ильич был в сущности не таким уж плохим человеком, то от тебя просто отвернутся – дескать, что с него взять, ленинист! Сейчас так говорят, когда хотят оскорбить собеседника. Нечего сказать, хорошими неологизмами пополнился наш ругательный запас!

Но перестройка, сокрушив авторитеты, не смогла уберечь от крушения и своих собственных лидеров. Сначала всё было сравнительно спокойно. Во всех наших бедах обвиняли бывших партийных лидеров, начиная со Сталина и кончая Черненко. Потом, когда из магазинов с шокирующей быстротой стали исчезать последние товары, послышался зловещий голос: «Доперестраивались...» Непонятно, откуда выплыло предсказание, что после «Миши Меченого» рухнет мир. И понеслось... В результате Горбачёва сбросили с пьедестала в грязь, и на его место пришли другие. Но ведь всё повторяется, падут и эти, падут после первого же просчёта, и если не завтра, то вскоре...

Да, идол перестройки был разбит, но это совсем не значит, что перестройка остановилась. Нет, наоборот, она силилась, нарастала, как катящаяся с гор лавина, и затронула совсем неожиданные области нашей жизни. Уж на что, кажется, неизменно искусство, но и оно претерпело изменения. Под лозунгом реконструкции «застойных» прин­ципов, как грибы после дождя, стали возникать новые отрасли «искусства». Довелось мне как-то побывать на выставке авангарда в Москве. За вход, кстати, с меня содрали рубль. Зато выставка очень обрадовала: оказывается, остались ещё люди, которые в наше нелёгкое время могут шутить! Вот, например, на стенде навалена груда из подшипников, шестерёнок, обрывков проволоки и тому подобной дребедени. И стоит подпись, потрясающая своей глубиной: «Хаос». Долго, наверное, трудился мастер над этим произведением искусства и наверняка не один пункт приёма металлолома обегал, собирая скульптуру...

А чьи-то чуткие уши услышали, что есть ещё и какая-то «культура тела», и чьи-то гениальные мозги, переварив информацию, приказали крикнуть демократическому языку: «Застой хотел отнять у нас культуру. Не выйдет! Даёшь культуру тела!» И понеслась на экраны и плакаты неприкрытая похабщина; на каждом углу по трёшке стали продавать пошленькие брошюрки типа «сексологических советов», при чтении которых волосы встают дыбом. Да ну и что, зато от застойных принципов избавились, зато демократия и свобода. Вот почему сейчас, когда я вижу лозунги «Мало демократии (гласности, свободы и т. п.). Даёшь больше!», змеёй вползает застойная мысль: как мало, неужели ещё больше надо?

Но это только моя мысль, и я ни за что не решусь высказать её вслух, ибо тогда и меня окрестят «застойщиком» и забросают камнями. Уверен, что множество людей думают так же и молчат. А демократия продолжает своё шествие. Сегодня она внесла свой вклад практически во все отрасли нашей жизни. Однако система демократических преобразований не коснулась двух основных государственных институтов: армии и системы образования.

Последнее кажется мне вообще чем-то необозначенным, лживым и непонятным. Ещё лет пять-шесть назад собирались провести реформу школьного образования и до сих пор собираются. В школе за последние десять лет почти ничего не изменилось. В начальных классах также учат стихотворения о том, как прекрасна наша Родина, какой мы великий народ и как хорошо у нас жить. А в старших классах ведётся курс новой и новейшей истории. В учебниках по этим предметам клеймится оппортунизм, вне всякой критики ставятся принципы марксизма-ленинизма. На каждой странице – цитаты Ленина, Маркса, Энгельса (и только их!), и от учащихся требуется знание этих цитат. А попробуй сказать, что ты с этим не согласен – и сразу попадёшь в «чёрные списки». Даже литературные произведения мы рассматриваем, опираясь лишь на критические статьи Добролюбова и Белинского. Но почему? Может, они наиболее выдающиеся? Совсем нет, просто Добролюбов и Белинский вошли в литературу как революционеры-демократы, тогда как множество других критиков очень осторожно относились и к революциям, и к демократиям... Я же теперь должен вбивать себе в голову очень даже спорные цитаты, тенденциозно освещённые факты, говорить то, во что я не верю... Впрочем, учебники утверждались Министерством просвещения СССР (или по-нынешнему Госкомнаробразом), тем учреждением, которое отвечает за идеологическое воспитание молодёжи. Требования к знаниям утверждаются там же. Значит, Министерство просвещения врёт мне и заставляет меня врать, подавляет мою точку зрения и готовит меня для роли мелкого винтика в бюрократической машине, тупо исполняющего то, что прикажут?

Но самое главное, что всё так и останется и никто не возмутится, не стукнет кулаком по столу – так прочно сумела поставить себя система, что никто не решится восстать. Что дала демократия школе? Ничего. А вспомним, сколько великих умов дали России лицеи, институты, гимназии, действовавшие до революции, при авторитарном режиме. Мы же обозвали всё это репрессивным, буржуазным и отмели с необычайной лёгкостью. А сейчас ломаем головы: почему это у нас нация вырождается? Да потому, что в своё время здорово ей подрубили корни наши демократически настроенные круги, горящие жаждой перестраивать всё старое...

Эх, демократия, власть народная! Пронеслась ты по вершкам, не тронув корешки, но зато шуму наделала! Обратись в историю, про которую ты, похоже, забыла в своём злостном, беспощадном отрицании. Вспомни, что ещё Макиавелли в XVI веке говорил, что демократия – наиболее недолговечная форма правления и что она очень быстро переходит во всеобщую распущенность – охлократию.

Позволю себе последнюю «застойную» мысль: а может, наша демократия уже трансформировалась в анархию, а? И если да, то за какую же демократию бьются наши сегодняшние демократические союзы – нынешнюю, анархичную или ещё какую-нибудь, не известную ранее?

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают