– Николай Алексеевич, что вы сами считаете главным положительным итогом работы областной Думы нынешнего сезона?
– Областная Дума представляет законодательную власть региона. Закон, который сегодня определяет жизнь региона, – закон о бюджете. Депутаты его принимают, вносят поправки и заслушивают отчёт областного правительства о его исполнении. С моей точки зрения, есть серьёзный отрицательный момент. Иногда депутатам приходится работать в режиме пожарной команды. Бюджет должен предоставляться депутатам не менее чем за две недели до его рассмотрения на комитете по бюджету, налогам и финансам. Должны быть чётко прописаны доходы и расходы, их увеличение и уменьшение по отношению к прошлому периоду. Депутаты должны разобраться, почему, к примеру, эта инвестиционная программа финансировалась и вдруг перестала. Конечно, в приоритете финансирование таких статей, как зарплата бюджетникам или ремонт дорог. И тогда депутатам говорят: «А вы изыщите, пожалуйста, эти средства в бюджете!»
– Изыскивать средства в бюджете – задача депутатов?
– В какой-то мере. Когда просят, например 1 миллиард на газификацию, а у нас бюджет 45 миллиардов с дефицитом в 7 миллиардов, мы должны чётко знать, есть ли в нём этот «лишний» миллиард. И в принципе, детально проанализировав бюджет, находим и изыскиваем. Но когда бюджет предоставляют за два дня до заседания комитета, иногда за час-полтора, это практически невозможно.
– Это вопрос к областному правительству?
– Прежде всего к департаменту финансов.
– На заключительном заседании Думы депутаты жаловались, что документы от правительства не готовятся должным образом, не предоставляются вовремя и тем самым затрудняется работа Думы.
– Проблема есть. До заседания Думы на собрании фракции единороссов мы возмущаемся, спорим, ищем лучшее решение. Ещё одна подобная подготовка бюджета – и депутаты его могут не принять. И будут законные основания: нельзя принимать не проработанный Думой бюджет.
– Как можно понять, по этому поводу вы говорили с правительством области?
– Да правительство об этом прекрасно знает! Разговор с ним идёт на каждом заседании по бюджету! Сегодня это основная проблема, и мы её будем решать!
– Итак, самый главный положительный итог работы областной Думы прошлого сезона – это осознание проблем взаимодействий с исполнительной властью, а затем попытка их решить?
– Да. В этом вопросе и единороссы, и коммунисты, и либеральные демократы едины: необходимо неукоснительно соблюдать установленный порядок.
– А бюджет специально вовремя не вносится в Думу?
– Я как раз не думаю, что здесь есть зловредный умысел... Но в бюджете бывают спорные статьи. Допустим, была статья по обучению правительства системе менеджмента качества и маркетинга. Стали учить чиновников целыми департаментами. И мы выяснили, что обучающиеся… сами друг другу преподавали. Оказывается, это были руководители, кандидаты наук, которые всё это знают и в свободное от основной работы время преподают эти предметы в ярославских вузах. А на это было затрачено около 200 миллионов бюджетных рублей! Зачем? Согласен, чиновников надо обучать. Но надо обучать тех, кому учёба необходима.
– Почему же депутаты приняли этот пункт? Не давил ли предыдущий губернатор?
– В какой-то степени из правительства давили, конечно. Многие с проблемой не разобрались. Если бы разобрались – не приняли бы. Так что бюджет – это основной закон, по которому в дальнейшем живёт вся область, и к его принятию надо подходить вдумчиво, без спешки.
– Кажется, на нового губернатора в этом вопросе Дума возлагает большие надежды. Судя по последним парламентским заседаниям, депутаты даже стали как-то раскованнее.
– Не то что раскованнее... Взаимоотношения с Сергеем Николаевичем Ястребовым сегодня складываются положительно. В соответствии с Конституцией законодательная и исполнительная власть – как два разных плеча коромысла. Они абсолютно равны и независимы друг от друга. Но складываются разные ситуации. Элементарный вопрос – автомобильный транспорт. С точки зрения эффективности и оптимизации затрат, абсолютно правильно областной Думе и правительству иметь общий гараж. А что сегодня получается? Заместитель председателя Думы должен написать письмо в правительство с просьбой выделить депутатам автобус для встречи с избирателями. То есть опосредованно в этом случае решение принимает исполнительная власть.
То же самое – финансы. Сегодня мы проходим в областном департаменте финансов как некая структура под определённым кодом. И это тоже зависимость. Во всём мире демократия – это когда и правительство, и все органы муниципальной исполнительной власти формируются с участием парламента. Вот, например земля Штирия в Австрии. По партийным спискам избирают парламент. Потом парламент назначает губернатора. В парламенте кресла установлены кругами, а выше всех сидит председатель парламента. Ниже – губернатор и министры. И министры являются ещё депутатами. Если министр уходит со своего поста, он всё равно остаётся депутатом.
– Кажется, шаг к европейскому парламентаризму был сделан, когда на прошлом заседании областной Думы было предложено внести изменения в Устав области и согласовывать с депутатами кандидатуры не только первого, но и всех заместителей губернатора. Это было ваше предложение?
– Это была позиция ряда депутатов Ярославской областной Думы. Вопрос сложный. Губернатор вправе в соответствии с законом единолично назначать заместителей. Но есть другой закон – «Об организации органов исполнительной и законодательной власти в субъектах Федерации». Там чётко прописано, что законодательное собрание имеет право принимать участие в формировании органов исполнительной власти вплоть до утверждения её структуры. То есть Дума может определять не только число замов, но и количество департаментов.
– Почему депутаты не приняли поправку?
– Фракция не настаивала. Каждый голосовал по своему убеждению. Закон не прошёл. Но, по-моему, он был бы нужен самому губернатору.
– Зачем?
– Мы прекрасно понимаем: есть структуры, которые хотят вмешаться в формирование органов исполнительной власти. Давать советы, от которых губернатору будет сложно отказаться. Но в этом случае можно сказать: в соответствии с Уставом я эту кандидатуру вынес на Думу, а она не одобрила. Извините, мне с этими депутатами работать! И тогда губернатор был бы защищён. Это моя позиция.
– Кроме губернатора есть другой человек, с которым должны выстраиваться конструктивные отношения. Это представитель областной Думы в Совете Федерации Анатолий Иванович Лисицын. Как с ним строилось взаимодействие?
– Мы настроены на конструктивную работу с Анатолием Ивановичем. Он член «Единой России» и член политсовета. На политсоветах бывает часто и всегда предлагает больше везде выдвигать молодёжь. Он – опытный и грамотный политик. И на заседаниях нашей Думы Анатолий Иванович бывает. Кстати, на осенней Думе планируется заслушать его отчёт... Анатолий Иванович часто критикует «Единую Россию». Конструктивная критика полезна. Лисицын правильно говорит: «У партии должна быть позиция». Соглашусь. Но когда ругают партию, я и на свой счёт это принимаю. Хотелось бы, чтобы Анатолий Иванович видел и положительные перемены. У «Единой России» есть позиция. Сегодня выиграли выборы в Тутаеве, Веретейском поселении. Теперь у нас «народный» мэр в Переславле – член ЕР.
– Прокомментируйте, пожалуйста, проблему, которую Анатолий Лисицын собирается решить с помощью недавно созданного им Губернского собрания. А именно – примирение враждующих региональных элит. Что это за элиты, на ваш взгляд?
– После думских выборов Ярославль начало «трясти». У меня в марте было такое ощущение, что брось спичку – и всё взорвётся. Появились справедливороссы, которые вместе с коммунистами поддержали Урлашова. «Единая Россия» ушла в тень. Интеллигенция Ярославля и Рыбинска голосовала против «Единой России». Сейчас ситуация немного стабилизировалась. Нынешний губернатор никого не раздражает. Но всё равно во многих муниципальных образованиях главами стали представители оппозиционных партий. Я с некоторыми общался. Например, в Борисоглебском, Ростовском муниципальных районах главы – оппозиционеры. Но они абсолютно адекватные люди. Думаю, у Анатолия Ивановича есть мысль «втащить» в свою организацию представителей разных партий, найти точки соприкосновения всех со всеми.
– В связи с конфликтами элит давайте вернёмся к закону «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», который с трудом принимался Думой на последних двух заседаниях.
– Мы его приняли с первого раза в двух чтениях. Но приняли его настолько жёстким, что оппозиции вообще ничего не осталось.
– То есть вы признаёте, что оппозиция была ущемлена первым вариантом закона?
– Первым – да. Но сейчас демократичнее этого закона ничего нет. Я внёс поправку в закон: количество одномандатных округов (19) должно равняться количеству территориальных групп, которые выдвигаются по партийным спискам (19). То есть каждая партия должна выставить в каждом из 19 округов от 1 до 5 кандидатов. В течение 10 дней, пока идёт регистрация, число территориальных групп может уменьшиться до 10. Обычно это бывает, если кто-то из кандидатов заболел, передумал и т. д. Но если уже после регистрации выпадает какая-нибудь территориальная группа, то вся партия снимается с выборов во всех округах.
– Это жёстко!
– Совсем не жёстко. Поправка сильно смягчена. Выставьте в каждом округе не одного человека, а больше. Тогда даже если кто-то один выпадет, территориальная группа всё равно останется. А если это реальная партия, у неё должно хватить действующих членов во всех округах.
– Тогда что напугало оппозицию?
– Всё элементарно просто. Давайте возьмём все последние выборы в Ярославскую областную Думу, муниципалитет Ярославля и везде. В одномандатных округах оппозиционеры всегда проигрывали «Единой России», но проходили по партийным спискам. За счёт чего? За счёт своих лидеров, которые стояли во главе списка. У коммунистов – Зюганов, у ЛДПР – Жириновский, у справедливороссов – Миронов. Вот эту верхушечку лидеров оппозиция хотела оставить. И тогда на выборы можно не ходить, можно не бывать в округах и не выслушивать абсолютно заслуженные упрёки от людей в подъездах. Да народ просто за эти «иконы» проголосует – и оппозиция в парламенте! Но не получилось. Вот это-то оппозицию и «убило». Теперь ей придётся «шевелиться», развивать внутрипартийную конкуренцию.
– Ещё один острый вопрос, за который облдума поборолась, к сожалению, пока безуспешно – повышение тарифов на общественный транспорт. Дума предлагала 15 рублей на муниципальные перевозки и 17 рублей на маршрутные такси.
– Предлагали 14 и 17. Это было решение Президиума «Единой России». Мы не стали вникать ни в какие экономические выкладки, а просто сказали, что нельзя повышать тарифы выше уровня инфляции.
– Но тарифы были увеличены до 16 и 18 рублей под гарантии улучшения качества обслуживания пассажиров. Пока этого не видно. Областная Дума намерена возвратиться к этому вопросу?
– Да, обязательно. Может, проведём такие же парламентские слушания, как недавно по долгам за газ. Ведь в решении органа исполнительной власти, который рекомендовал поднять тарифы, была оговорка – «до». Все: и муниципалы, и частники – подняли тариф по максимуму. И здесь позиция Думы разошлась с позицией исполнительной власти. Тем не менее мы всё равно работаем и ищем резервы.
– Следующий острый вопрос – закон о транспортировке автомобилей на штрафстоянки. Об этом сейчас говорят все центральные СМИ – с акцентом на то, что регионам дана самостоятельность в определении тарифов за штрафстоянки. И возможно, они будут сильно повышены. У нас же закон был принят вслепую, совсем без тарифов. Чего ждать жителям области?
– Я думаю, мы в него будем вносить поправки. Но сейчас мы были поставлены в такие условия, что если бы не приняли – вступили бы в противоречия с федеральным законодательством. Закон, конечно, неоднозначный. Особенно по Санкт-Петербургу и Москве. Там очень высокие расценки за штрафстоянки. Но ярославцам, приезжающим в Москву, штрафы не грозят, документы на места не отсылаются. Закон сырой.
– Небольшая «ложечка дёгтя». В областном парламенте 50 депутатов. Один – начальник Северной железной дороги Василий Билоха – почти никогда не бывает на заседаниях. Как к этому относится руководство Думы?
– Василий Билоха – депутат не освобождённый, человек крайне загруженный. Поэтому иногда он и не бывает. Но если очень нужно, он всегда находит возможность присутствовать. На внеочередном заседании по назначению губернатора Василий Александрович был.
– В марте – апреле депутаты сдавали декларации о своих доходах. Пятеро – тот же Василий Билоха, Владимир Галагаев, Владимир Савельев, Андрей Лебедев и Александр Князьков – декларации на тот момент не сдали. Комитету по депутатской этике пришлось озвучить этот факт через СМИ. Сейчас эти депутаты отчитались о доходах?
– Нет. И это плохо. Есть федеральный закон, и мы должны его выполнять.
– Да, некрасиво получается.
– Это вопрос их дальнейшего избрания. Избиратели могут спросить: «Почему вы не обнародуете доходы?» Люди об этом обязательно узнают. Если не из газет, то расскажут оппоненты. А в «плюсе» областной Думы то, что мы не скрыли, а обнародовали этот факт. Думаю, депутаты исправятся. Им нечего стесняться. Тот же Билоха свои деньги зарабатывает нелёгким трудом. А вот как появляются вокруг города коттеджи у чиновников с зарплатой в 50 тысяч рублей? С этим надо разбираться. Да ещё все они в незавершённом строительстве. Ручку у двери не приколотил – всё, незавершёнка! Совесть должна быть! Если ты живёшь в сельском поселении, в котором денег нет, чтоб дыру на асфальте заделать, и держишь дом в незавершённом строительстве – это нечестно. Ведь если оформить документы и платить налоги, придётся отдать тысяч 50 в год. Вот они – доходы сельских поселений! Я, например, плачу 40 тысяч в год.
– Достоверность деклараций о доходах проверяется?
– Досконально проверяет прокуратура. Вылавливает даже маленькие неточности. У меня, например, три участка – 15, 15 и 12 соток. Я указал все вместе – 42 сотки. Они позвонили, попросили расшифровать.
– Какие важные вопросы уже определены к рассмотрению на будущей парламентской сессии?
– По осени наверняка будут изменения в бюджет. Будем рассматривать вопрос о зарплате бюджетников – тех категорий, что не попали под повышение заработной платы в прошлый раз. Задержались с этим решением, потому что ждём федеральных денег. Будем рассматривать бюджет на следующий год. Вернёмся к прошлогоднему закону о такси. Рассмотрим закон о туризме и ещё несколько законодательных инициатив депутатов. По итогам выборов в муниципалитет внесём поправки в выборное законодательство.