Только два вопроса повестки дня должны были бы вызвать дебаты. Так подсказывал здравый смысл. Однако «тормозить» начали почти сразу, с выбора заместителя председателя думского комитета по бюджету, налогам и финансам. Борьба разворачивалась между двумя основными кандидатами – единороссом Александром Кучменко и коммунистом Станиславом Смирновым. Депутат от «Патриотов России» Александр Цветков предложил поддержать кандидата от оппозиции, ссылаясь на то, что из 22 должностей в облдуме пятого созыва 19 занимают члены партии власти.
– Даже в грызловской думе так не было, – как всегда пламенно выступал Александр Иванович. – Опять гребёте под себя, ребята. Отдайте хоть эту маленькую должность!
Пафос выступления Цветкова пропал даром. С перевесом в три голоса избрали Кучменко.
Главным политическим вопросом дня стало принятие поправок к областному закону «О выборах в органы государственной власти ЯО и органы местного самоуправления муниципальных образований ЯО». Изменения в закон предусматривают, во-первых, упрощение процедуры сбора подписей для кандидатов, во-вторых, деление единого списка кандидатов на общую и территориальную части. По мнению докладчиков – депутата Андрея Крутикова и и. о. замгубернатора Алексея Бушуева, это позволит каждому депутату приблизиться к народу так, чтобы избиратели смогли наконец-то рассмотреть его в лицо. А также уйти от практики так называемых паровозов, когда партийный список возглавляет известная медийная персона, которая обеспечивает партии победу на выборах, а потом уходит в сторону.
Естественно, оппозиция была не согласна. По мнению оппозиционеров, эти поправки внедряются Москвой в качестве эксперимента – для начала только в Ярославской области. По новому закону партия власти, считает оппозиция, планирует взять реванш за поражение на выборах мэра Ярославля и набрать большинство на предстоящих осенних выборах в муниципалитет Ярославля. Как считают коммунисты, эти поправки наносят сильнейший удар по численно маленьким и гораздо более бедным оппозиционным партиям. Они теперь будут вынуждены финансово и организационно напрягаться, подыскивая кандидатов для каждого территориального округа. А в идеале территориальных округов должно быть столько же, сколько одномандатных.
У каждого депутата от КПРФ сейчас по 5-6 районов. Ничего, нормально работаем. Зачем нам территориальный принцип, – возмущался депутат Дыма. – Это будет размазывание депутатов.
Я не применял бы такой термин,– парировал Андрей Крутиков. – Депутата размазать мы не можем. А остальное прописано до самого винтика.
За оппозицию вступился гость из Госдумы РФ Анатолий Грешневиков. В своей пламенной речи он называл ярославский закон «позором для страны» и «узурпацией власти».
Сев однажды на шею людей, вы решили с нее не слезать? – вопрошал Грешневиков. – Когда Кремль посылал сюда Ястребова, он предполагал, что губернатор возглавит все общество, а не только партию власти. Мой совет губернатору: не подписывать законопроект. Давайте не будем превращать Ярославль в зоопарк и площадку для экспериментов.
Раздался свист. Да-да, Грешневикова реально освистали. А один из депутатов продолжил дискуссию такими словами:
Вы в меньшинстве, а потому слушайте, что вам говорят старшие! Будьте добры с уважением относится к партии власти!
В результате оппозиционные фракции – КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» – в полном составе во главе с Грешневиковым вышли из зала заседаний и тут же подготовили обращение к губернатору с просьбой не подписывать закон. Фракция «Единой России», оставшись в одиночестве, голосовала сама с собой и поправки к областному закону о выборах приняла единогласно.
Оппозиция вернулась в зал только к следующему вопросу – о внесении изменений в областной бюджет 2012 года. (Подробно об этом «Северный край» расскажет отдельно.) Бюджетная тематика как всегда вызвала у депутатов напряжение мысли и чувств. Однако оно ни в какое сравнение не шло с предыдущими дебатами. В результате пережитых треволнений депутаты стали выпадать на улицу «покурить и насладиться природой». А председатель областной Думы Виктор Рогоцкий, обратив внимание, что заседание сильно затянулось, сказал:
Извините, я не предложил вам покушать. Думаю, желания уже нет никакого. Теперь мы помчимся со скоростью «Сапсана».
И помчались. Махом приняли проект закона об исполнении бюджета территориального фонда ОМС ЯО за 2011 год, изменения в закон о господдержке молодёжных и детских общественных объединений и ещё в девять областных законов. И наконец, добрались до последнего горячего вопроса – о повышении тарифов на проезд в общественном и межмуниципальном транспорте.
Докладчик – уже назначенный заместитель губернатора области Андрей Епанешников – сообщил, что вопрос имеет глубокие корни и фактически тарифы не повышались с 2010 года. И это плохо, так как цены на топливо растут, а рентабельность отрасли падает. А в ней работает без малого 30 тысяч специалистов. Зарплата их невелика. Ежемесячный оклад водителей маршруток – около 14 тысяч рублей. Чтобы кормить семью, они вынуждены работать на полторы ставки, по 12 часов в день. В результате безопасность транспорта «сами понимаете какая». Кроме того, безопасность может снизиться, если раз в 3 – 5 лет не будет обновляться подвижной состав. А его обновление под вопросом. В общем, тарифы надо повышать. Средняя себестоимость одной поездки в общественном транспорте, по словам Андрея Епанешникова, составляет 16 руб. 40 копеек. Департамент энергетики и регулирования тарифов ЯО предлагает с 15 июня этого года увеличить стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте до 16 рублей вместо сегодняшних 12, а в маршрутках – до 18 рублей вместо 15. Это, по словам замгубернатора, вариант безубыточный, не требует дотаций из бюджета. Правда, подвижной состав в этом случае будет обновляться раз в пять лет.
Но тут партия власти и оппозиция встали плечом к плечу и высказались против.
Депутаты, подавляющее большинство которых, наверное, уже забыли, когда в последний раз ездили в троллейбусе, говорили о том, что повышение цен сильнее всего ударит не по пенсионерам и другим категориям льготников: им бюджет компенсирует потери. Больнее всего повышение тарифов коснётся бюджетников и работников малооплачиваемых отраслей. А это – сотни тысяч ярославцев!
Вы говорили недавно, что себестоимость поездки – 13 рублей 33 копейки, – обратил внимание на нестыковку в информации Андрей Крутиков. – Разница в повышении очень большая. Извините, рожа не треснет?
Оказалось, что правительство области не довело до депутатов информацию об экономическом состоянии транспорта, и у всех депутатов информация разная. Александр Цветков назвал такое повышение тарифов «грабежом населения среди бела дня» и призвал ФСБ разобраться «откуда здесь ноги растут». Обычно уверенный Андрей Епанешников сильно занервничал, когда ряд депутатов предложили «поискать коррупционную составляющую в этом вопросе», ссылаясь на то, что «транспортный бизнес в Ярославле контролируется некоторыми крупными чиновниками через родственников и подставных лиц».
Всех примирил губернатор Сергей Ястребов. Он совершенно резонно заметил, что вопрос надо решать быстро, до 15 июня. Глава региона предложил Думе начать работать прямо сейчас и дал ей три дня для проработки данного вопроса, пообещав представить всю экономическую информацию.
Когда мы увидим экономически обоснованные расчёты на основе реальной себестоимости, мы должны будем принять или экономическое решение о повышении тарифов, или политическое о компенсации транспортной отрасли из бюджета, – резюмировал губернатор. – Мы также можем пойти по другому пути и повышать тарифы понемногу, но зато каждый квартал. Тогда это будет незаметно и не вызовет возмущения.