– Николай Алексеевич, вы не разочаровались в депутатской деятельности?
– Нет, не разочаровался. Если бы я предвидел, что депутатская деятельность мне не понравится, я бы, наверное, и не избирался. Доверие мне оказали, прежде всего, работники Ярославского моторного завода. Шесть тысяч из них живет в избирательном округе № 2, это Дзержинский район Ярославля. Все началось с того, что на конференции по заключению коллективного договора представители трудового коллектива ОАО «Автодизель» попросили меня пойти на выборы депутата облдумы.
Удалось сделать немало, и в плане конкретной помощи людям, и в законодательной сфере. Самое главное, что мне удалось выполнить обещание, которое я дал своим избирателям: моя общественная приемная работает на постоянной основе. Находится она не в администрации района, как у многих моих коллег, а в центре избирательного округа – около прудов на проспекте Дзержинского, в доме, где расположен клуб «Витязь». Вывешено объявление, что приемная депутата работает с 9 до 17 часов ежедневно. Кроме того, два раза в месяц прием проводят квалифицированные юристы. По вечерам, если я могу, то встречаюсь с избирателями.
За два года работы общественной приемной зафиксировано около 750 обращений граждан. Комуто помогли решить вопрос на 100 процентов, комуто частично, комуто просто посоветовали, что делать. В приемной есть оргтехника, мы помогаем избирателям составить любой документ в любую инстанцию, сами пишем запросы, требуем ответы.
Дело даже не в том, что приемная работает, а в том, что соблюдается принцип обратной связи. В любой системе, в любой организации управленцы должны держать руку на пульсе. И мы, депутаты, должны знать, как работают те законы, которые мы принимаем в Думе. Рядовому рабочему трудно добиться приема у власть предержащих, да и не пойдут они, полагая, что все равно никто ничего не сделает, что о заботах простых людей чиновники не думают.
А вот к депутату идут. На последнем приеме ко мне пришел избиратель и сказал: «У меня в семье один человек, а за пользование лифтом берут с площади квартиры, почему?». Я тоже этого понять не могу. Ведь у другого в однокомнатной квартире живет десять человек, и все ездят на лифте. Но такой уж у нас Жилищный кодекс РФ.
– Что вам удалось сделать в рамках комиссии по экономической политике?
– Мы разрабатываем законы, которые стимулируют приток инвестиций, развитие бизнеса. Жестко сражаемся за разумные тарифы на электричество и тепло, ищем золотую середину, чтобы народ не пострадал, если средства уйдут в развитие. Бюджет области в значительной мере социально ориентированный. Так будет и в 2007 году. Но он должен исполнять и функции стимулирования развития экономики. Деньги нужно направлять на внедрение инновационных технологий производства и современных методов руководства.
– А денег на это хватит? Или опять брать кредиты? Вас не пугает неуклонно растущий дефицит бюджета области?
– Иногда становится обидно, когда слышишь, что бюджет Московской области более 200 миллиардов рублей, а Ярославской в десять раз меньше. А наша промышленная область чем хуже? Могли бы жить и получше. В идеале бюджет не должен быть дефицитным. В реальности многие предприятия живут в кредит. Нет ничего страшного, что наша область заимствует деньги на финансовом рынке. Но кредиторская задолженность, дефицит бюджета должен быть управляемым и безопасным. Мы пока к критической черте не подошли, но я опасаюсь, что когданибудь до этого может дойти дело. Тогда часть доходов бюджета будет съедаться выплатой процентов по кредитам. Чтобы долги не росли, чтобы его дефицит был минимален, нужно пополнять бюджет области.
– Как и за счет чего можно пополнить доходную часть областного бюджета?
– Есть простые рецепты. Прежде всего нужно всем честно платить налоги. Также увеличить зарплаты и прибыли предприятий, что автоматически приведет к росту налоговых поступлений. Но посмотрите на примере нашего завода что происходит в реальности. В будущем году ОАО «Автодизель» начнет выпускать продукцию по стандартам Евро3. Затраты предприятия будут гораздо выше, чем в случае с моторами Евро-2. Раз растут издержки, значит уменьшаются прибыль и налогооблагаемая база областного бюджета. При всем желании я не могу поднять цену на продукцию Евро3 до уровня западных стран, потому что никто не купит такие дорогие моторы и автомобили. Всегда приходится балансировать.
Но одновременно мы стабильно увеличиваем зарплату на ЯМЗ. Когда я шел на выборы, месячный фонд зарплаты предприятия составлял 120 миллионов рублей, теперь уже 180 миллионов. Эти деньги выплескиваются на рынки. Мои коллеги по Думе, владельцы крупных магазинов, часто задают вопросы: «Как на моторном дела?» Отвечаю, что нормально. «Слава Богу! Значит и мы жить будем». Такие заводы, как НПО «Сатурн», ЯМЗ, ЯНОС, ЯШЗ дают до 80 процентов налоговых поступлений в бюджеты. Малый бизнес будет тем активнее раскручиваться, чем больше будет платить зарплату и развиваться крупный бизнес. В экономике все взаимосвязано.
– То есть ваша потенциальная прибыль уходит на обновление производства?
– Да, мы понимаем, что нужно внедрять инновационные технологии, которые давали бы больше прибыли при минимуме затрат. Проекты по выпуску двух современных новых двигателей на ОАО «Автодизель» заработают через несколько лет, и отдача будет чрезвычайно велика. Если сейчас у ЯМЗ годовая выручка 14 млрд. рублей, то через три – пять лет она вырастет до 30 миллиардов. То есть увеличатся прибыль, зарплата и поступления в бюджеты. Это же делается на ЯНОСе и НПО «Сатурн». Но таких локомотивов роста мало, поэтому мы должны сделать нашу область инвестиционно привлекательной. Дело депутатов – прописать в законах механизмы, которые должны стимулировать инвесторов.
– Губернатор Анатолий Лисицын призывает местные власти сделать ставку на развитие туризма. Это оправданная стратегия?
– Безусловно, да. Мне по долгу службы приходится часто ездить в Ростов Великий, там у нас небольшой агрегатный завод, куда мы вкладываем большие деньги, чтобы сделать предприятие современным. Мне страшно видеть город, жемчужину России, которому больше 1000 лет. Да в Ростов Великий полЕвропы приедет, если навести в нем порядок, сделать нормальные дороги, освещение, создать туристическую инфраструктуру, чтобы гости могли жить в современных гостиницах. Это совместная задача инвесторов и местных властей.
– Почему вы вошли в комиссию по социальной политике? Руководители заводов обычно не рвутся туда. Насколько социальные вопросы важны для руководителя крупного предприятия?
– Когда я избирался, то пообещал, что буду работать в комиссии по социальной политике. Мой избирательный округ – это одни социальные вопросы. Каждый день в какойто мере занимаюсь их решением, встречаясь в цехах с рабочими. Я действительно вошел в состав комиссии по социальной политике, но бываю на ее заседаниях редко. Времени мне не хватает лично присутствовать. Но мой помощник приносит все материалы с комиссии, я внимательно их читаю.
В социальной комиссии состоят врачи, педагоги, которые по большому счету не создают материальные ценности. Их роль крайне важна: они учат и лечат людей, которые зарабатывают деньги. Но потому они и склонны делить деньги, увеличивать социальные выплаты. А вот где взять деньги? Я как промышленник должен напомнить, что нужно по одежке протягивать ножки.
Почти все законы, которые проходят через социальную комиссию, получают поддержку на Думе у губернатора, потому что во главе комиссии стоит Вера Никольская, разумный и прагматичный человек. Надеюсь, что будет одобрен и внесенный мною совместно с коллегами по фракции «Единая Россия» законопроект «Об организации деятельности органов опеки и попечительства по защите жилищных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей». Он поможет защитить сирот от мошенников, которые продают или меняют их квартиры на совершенно неравноценные помещения.
– Вы голосовали за появление звания «Ветеран труда области», отмену бесплатного проезда льготников?
– Я всегда категорически выступал против какихнибудь льгот. Наполнение областного бюджета не позволяет оплачивать бесплатный проезд для всех категорий льготников. Но при этом я голосовал за закон «О ветеранах труда Ярославской области», которым положена единовременная денежная выплата – 200 рублей в месяц. Эти деньги в какойто мере компенсируют то, что за проезд льготник будет платить 50 процентов от полной стоимости. Опятьтаки ветеранами труда области становятся не все, а те, кто честно и порядочно отработал не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин. А что обижаться, если ты всю жизнь пил, прогуливал и теперь не ветеран труда? Многие мои избиратели говорят: «А льготы нам и не нужны, дайте нормальную пенсию». Я с ними полностью согласен.
– Насколько вас устраивает система работы облдумы – ведь есть проблемы с явкой депутатов, непониманием сути рассматриваемых законопроектов?
– Мне непонятно, почему депутаты не ходят на заседания Думы. За два года я всего два раза пропустил сессию: первый раз я болел, а второй был в командировке за границей. Если прогуливают заседания Думы депутаты на постоянной основе, то им надо прекращать платить зарплату. Проблему с явкой нужно решать. Кворум на заседании Думы бывает не всегда, особенно под конец дня. Поэтому некоторые обращения к Президенту и премьерминистру России голосуются автоматически, когда все устали. А потом выясняется, что принятые документы не вполне качественные.
– Может быть, нужно усилить роль фракций?
– Конечно, нужно. Фракция «Единая Россия» и сейчас очень серьезно подходит к подготовке заседаний Думы. Мы предварительно обсуждаем все важные законопроекты. Наш руководитель Виктор Рогоцкий очень жестко относится к прогульщикам, тем более что он возглавляет комиссию по депутатской деятельности, этике и регламенту.
Вообще работа нашей Думы достаточно плодотворная. Хотя есть и некоторые господа, которые занимаются популизмом, работают на свой имидж. Я такого поведения не понимаю, не стремлюсь лишний раз выйти на трибуну Думы, меня и так все знают. Вернее знают завод, а потом уже меня.
– Что главнее для депутата – законодательная работа или социальная поддержка конкретных людей?
– Для меня депутатство – это, прежде всего, представительство интересов конкретных людей. У меня на ЯМЗ работает 16 тысяч человек. Я несу за них прямую ответственность. То, как они живут, на чем ездят на работу, где учатся их дети – для меня самое главное. А законы должны помогать людям работать и зарабатывать, создавать в регионе стабильную социальную обстановку. Депутатам нужно трудиться вместе с исполнительной властью, мы одна команда. И тогда будет достойный результат. И конечно, мы не должны забывать, что есть простой народ, ради которого, по большому счету, и работаем.
– Кстати, на что вы потратили положенный вам бюджетный миллион рублей?
– Эти деньги ушли на конкретную помощь – в основном, образовательным учреждениям моего избирательного округа. Мы помогли починить крышу в женской гимназии, поставили там же металлические двери. В одном детсаде отремонтировали забор, для другого купили мебель, для третьего – учебные пособия. Кроме того, я через администрации области, города, района помог решить ряд жилищнокоммунальных проблем людей – у когото текли трубы, в подвале вода. В моем активе установка «лежачих полицейских» около двух школ, Все это было, есть, и наверное, будет, пока я работаю в Думе.
Когда приходил к избирателям на встречу, то сразу говорил: «Вы не думайте, что сразу крыши починю, но у вас есть депутат, к которому можно обратиться». Считаю, что буду продолжать свою депутатскую деятельность, если люди мне доверят и в следующем созыве облдумы. Выборов по одномандатному округу я не боюсь, в нем живут мои родные моторщики.