В этой же связи важно отметить наметившиеся изменения в общественном сознании граждан нашей страны по отношению к закону. Наконец-то последний начинает восприниматься не как «дышло, которое, куда повернул, туда и вышло», а как важнейшее условие поступательного развития государства, обеспечения нормальной жизни граждан. Растут требования к необходимости «жизни по закону» всех без исключения и особенно власти предержащих. Возникают вопросы о качестве принятых законов, о способности лиц, прошедших в законодательную власть, выполнять там свои обязанности по их разработке. Становится осознанным очевидное: за проникновение во власть нечестным путём реальной ответственности никто не несёт, что позволяет в современных условиях проникать во власть не с целью служения Отечеству, а для личного обогащения, ради развития собственного бизнеса, прежде всего путём «распила» бюджета.
В условиях определившегося очевидного постепенного перехода мышления граждан от правового нигилизма к осознанию роли права в общественной жизни представляется очень важным определение путей обеспечения честных выборов только через закон. Иными словами, необходима разработка таких правовых условий, при которых проникновение во власть с применением «грязных технологий» и манипуляций с итогами выборов становится не просто невыгодным, но и очень опасным предприятием даже в самой отдалённой исторической перспективе. Здесь, по моему мнению, целесообразно исходить из известной народной мудрости – «всё тайное рано или поздно становится явным». То есть факты нечестного, непорядочного проникновения во власть рано или поздно будут широко известны. Это происходит, как показывает политический опыт, тогда, когда лицо, проникшее во власть, утрачивает свои возможности оказывать влияние на общество, покидает властные структуры.
Ныне данные о применении такими лицами «грязных технологий» лишь констатируются и не подлежат судебному преследованию. Негативная же морально-нравственная оценка проникновения во власть общества такими лицами должным образом не воспринимается и остаётся ничтожной по своей значимости. Но если законодательно ввести норму реальной ответственности за проникновение во власть с применением «грязных технологий» и искажения результатов голосования без срока давности, по вновь открывшимся обстоятельствам, то отношение к проведению честных выборов сразу изменится. В этом случае кандидаты во власть будут не только заинтересованы в их проведении, но даже в тщательном сборе и сохранении доказательств того, что они пришли во власть честно, без подтасовок и манипуляций с итогами голосования.
Мерой наказания для любителей «грязных технологий» должен быть только штраф, сопоставимый с размерами всей заработной платы, полученной при нахождении на выборной должности, с учётом инфляционных процессов плюс оплата морального ущерба, понесённого обществом.
Наказанию же в этих случаях должны быть подвержены все лица, избранные на государственные должности, а также все члены избирательных комиссий от ЦИКа до территориальных избиркомов, в зонах ответственности которых произошли подобные нарушения.
Партии, избирательные объединения, участвующие в нечестных выборах, должны распускаться с наложением штрафа на партийных руководителей.
Не исключено, что наказанию подобным образом должны подлежать и лица, проникшие во власть путём раздачи непродуманных, необоснованных обещаний и при их невыполнении за период нахождения во власти.
Безусловно, что реализация подобного предложения возможна только при организованном давлении на власть всеми допустимыми в рамках закона методами и способами. Потому что власть предержащие на реализацию подобных нововведений сами никогда не отважатся.