Позвольте сделать небольшое отступление. Одним из самых значительных исторических трудов ХХ столетия является 12-томный труд Арнольда Дж. Тойнби «Исследование истории. Возникновение, рост и распад цивилизаций», написанный в период между двумя мировыми войнами. Приведём только одно замечание выдающегося учёного и мыслителя. В настоящее время в мире существуют всего пять цивилизаций: западноевропейская, восточноевропейская, арабо-персидская, индийская и китайская. А. Тойнби так представлял будущее: «Моя надежда на XXI век в том, что он увидит установление глобального гуманистического общества, которое будет социалистическим на экономическом уровне и свободомыслящим на духовном уровне».
Важный вывод для России – мы являемся основным наследником одной из пяти современных цивилизаций планеты. Если так, то особое значение приобретает вопрос о месте и времени зарождения современной русской нации и государственности. Суммируя имеющиеся исторические данные, можно констатировать, что именно территория района г. Ярославля с древнейшими торгово-промышленными поселениями VIII – X веков (Тимеревское, Петровское, Михайловское, Железный Борок и др.) волею судьбы стала колыбелью русской государственности. Именно здесь в течение двух с половиной веков находилась самая восточная в Европе военная база скандинавских викингов и фактическая столица Северо-Восточной Руси – поселение Железный Борок (ныне уничтоженное при строительстве Южной промзоны Ярославля). Сказанное определяет особое место района Ярославля и Ярославской земли в целом для истории России. Владимир, Суздаль, Москва были основаны князьями из Ярославской земли. На такое не могут претендовать ни Новгород с Псковом, ни Старая Ладога со Смоленском, ни тем более Тверь или Рязань.
Будущему мэру придётся руководить городом на переломном этапе российской истории, когда начнётся смена застоя последних десятилетий дерзким рывком в экономике, культуре и уровне благосостояния общества. Придётся среди прочих решать две застаревшие историко-социальные проблемы:
1) Постепенное переименование районов города и его улиц. Ну, с позиций сегодняшнего дня, что сделал хорошего для города некий Нахимсон, именем которого названа одна из центральных улиц? Одновременно не сохраняется память о многих весьма достойных горожанах. Возьмём для примера Михаила Михайловича Щербатова, который жил в XVIII веке. Да, князь-рюрикович, да, много лет был предводителем ярославского дворянства и его представителем в сенате. Но какой был борец за интересы родного города, какой историк! Только он опубликовал написанную ещё при непосредственном участии Петра I «Историю свейской войны». Практически одновременно с долгие годы не издававшейся первой нашей «Историей российской» В. Н. Татищева вышла в свет 7-томная «История российская от древнейших времён» М. М. Щербатова, которая отличалась широким использованием различного актового материала. Кстати, М. М. Щербатов писал неплохие басни, был современником и соратником прогрессивного ярославского губернатора А. П. Мельгунова.
2) Признание исторической значимости Ярославского восстания 6 – 21 июля 1918 г. и увековечение памяти его многочисленных жертв. В российской истории, если не брать годы Великой Отечественной войны и разрушенные землетрясениями Ашхабад и Ташкент, тотальному разрушению соотечественниками подверглись лишь два города – Ярославль в 1918 г. и Грозный в 1990-е годы. Зажиточный губернский город Ярославль был по-своему мудр и не поддержал идею разрушения исторической традиции развития общества (в первый день восстания в добровольцы записались от шести до семи тысяч горожан). До революции 1917 г. Россия занимала по валовому внутреннему продукту пятое место в мире после США, Великобритании, Германии, Франции. Ныне впереди нас уже оказались Япония, Индия, Китай и даже Бразилия. Желательно провести серьёзную научную конференцию о Ярославском восстании 1918 г. и, наконец, поставить этот исторический факт в один ряд с борьбой ополчения 1612 г. Через 300 лет ярославцы вновь попытались остановить пагубное для страны развитие событий, но, к сожалению, на этот раз неудачно. Исторически ярославцы в 1918 г. оказались дальновиднее жителей российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, которые безрассудно ввергли страну в многолетний тупиковый социальный эксперимент.
Наша долговременная цель – превратить Ярославль в духовную столицу России и, если хотите, в один из духовных центров мира (вспомним идею А. Тойнби о пяти современных цивилизациях).
Напоследок несколько кратких пожеланий:
работать над созданием в Ярославле современного Международного конгресс-центра, способного принимать международные форумы с числом участников от 5 до 10 тысяч человек;
отказаться от идеи создания агломерации Ярославля с Рыбинском, Тутаевом и Ростовом;
последовательно проводить план объединения Ярославской и 4 – 5 соседних областей (Костромской, Ивановской, Вологодской, Владимирской, Кировской) с целью создания компактного субъекта Федерации с населением около 7 млн. человек, сопоставимого с Московским и Петербургским регионами.
Гость | 20.03.2012 в 03:14 | ответить0
Сначала у себя дома порядок наведите, потом об укрупнении думать будете. Все на деньги центра надеетесь, а пора научиться зарабатывать самим, а не профукивать последние штаны. Широко праздновали, теперь в долгах как в шелках, последнее имущество распродаете: пей, гуляй рванина, пока не удавили!
Гость | 20.03.2012 в 03:38 | ответить0
8 марта в Петербурге открылся после реставрации гастроном купцов Елисеевых. Чем писать всякую шушь, расскажите лучше о них.
Бьюсь об заклад, у них тоже «отсутствовало стратегическое видение достойного места нашего города в современном мире», однако их имена стали всемирно известным брендом. Посетите гастроном № 1 и убедитесь в этом сами!
Гость | 21.03.2012 в 18:25 | ответить0
Конгресс уже приняли — 7.09.2011. Этого вам мало?