Секретарю избирательной комиссии на Красной Горке Татьяне Хошабовой звонила дочь из Германии и спрашивала: почему, мол, мы тебя не видим. Ответ прост – потому что стол, где работают председатель и секретарь избиркома, в «поле зрения» камер не попал. И, как показали мои трёхчасовые «путешествия» по избиркомам Рыбинска и Рыбинского района, такая ситуация не редкость. Кстати, часть видеоокна на сайте «веб-выборы», показывающего картинку с места, снизу закрыта кнопками управления просмотром. И под этим «кнопочным рядом» оказались частично скрыты и
КОИБы, и столы, где работают комиссии.
Удивила активность рыбинцев. К примеру, на участке № 374 работали сразу пять наблюдателей от всех кандидатов. Здесь все события с половины восьмого утра и до подписания последнего протокола проходили под «перекрёстным огнём» несколько наблюдательских видео- и фотокамер.
Но без нарушений не обошлось. На одном из городских УИКов был задержан мужчина с поддельным открепительным удостоверением. Житель Ивановской области подал своё открепительное удостоверение и паспорт, в котором было вложено ещё одно – на его же имя, но липовое. С гостем из Иванова разбирается полиция.
Ещё один факт стал поводом для разбирательства прокуратуры. 29 февраля в Волжскую и Пролетарскую ТИКи обратились руководители НПО «Сатурн», «Сатурн – Газовые турбины», МУПов «Водоканал», «Теплоэнерго», ПАТП-1 и спортивной школы № 4 с просьбой создать на предприятиях временные участковые избирательные комиссии.
Обе территориальные комиссии приняли решение о создании шести дополнительных УИКов на территории названных предприятий с ограниченным доступом – фактически за проходными, что и вызвало возмущение избирательных штабов нескольких кандидатов. Областной избирком дал своё согласие, поскольку это не нарушает закон о выборах Президента РФ. Однако решения были опротестованы прокуратурой, которая признала незаконным объявление 4 марта рабочим днём. 2 марта рыбинские ТИКи отменили свои решения.
И ещё одно наблюдение – уставшими и разочарованными покидали рыбинские территориальные избирательные комиссии председатели городских участковых комиссий. Сдача итоговых документов была организована по талончикам – как на приём в поликлинику. Но многие комиссии управились гораздо раньше назначенного времени, и их посланцы толпились на улице у входа в избирком, куда их пропускали только через жёсткий полицейский кордон. Чтобы отчитаться и внести данные в систему ГАС-выборы, люди стояли в очереди полтора-два часа на ветру и морозе, отогревались в машинах, которые длинной вереницей выстроились на проезжей части.