– Именно вы находитесь сегодня на «переднем крае», ближе к людям, которые доверили вам решение своих самых насущных жизненных проблем, – открывая съезд, обратился к собравшимся Сергей Алексеевич. – И от того, насколько качественно и быстро будут выполняться запросы граждан, зависит уровень доверия к власти. Сегодня люди стали более требовательно относиться к работе местных, региональных и федеральных органов управления, поэтому нам очень важно добиться согласованных и эффективных действий в интересах населения.
Участники съезда до пленарного заседания поработали в секциях, на которых обсудили основные направления будущей совместной деятельности. Всего таких секций было организовано четыре, благодаря чему удалось охватить широкий спектр проблемных вопросов: организационные основы местного самоуправления; экономика муниципальных образований и пути повышения доходной базы территорий, развитие агропромышленного комплекса, развитие инфраструктуры – жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство сельских поселений. Модераторами секций выступили заместители губернатора области, директора департаментов, а в разговоре приняли участие главы многих муниципальных районов и городских округов.
В ходе секционной работы выяснилось, почему давала сбои старая модель взаимодействия ветвей власти, когда регион больше работал с руководителями муниципальных районов, а те в свою очередь общались с главами сельских поселений. При такой схеме терялась значительная часть информации о том, какие программы развития разработаны в регионе и каким образом их нужно выполнять. Губернатор Сергей Вахруков самокритично признал эту модель недостаточной и предложил создать рабочую группу для отработки новых форм взаимодействия, которые бы отвечали требованиям сегодняшнего дня и учитывали интересы сельских поселений.
Немало сложностей существует и во взаимодействии местных властей с федеральными контролирующими органами. Во время работы секций прозвучало множество примеров, когда облечённые широкими полномочиями инспекторы создавали серьёзные проблемы в деятельности органов местного самоуправления. Спору нет, требования проверяющих законны и обоснованы, особенно по соблюдению мер пожарной безопасности. Но финансовые резервы муниципальных районов и сельских поселений не дают возможности оперативно устранять недостатки. Не решают проблем и штрафы, наоборот, вызывают у людей недовольство и чувство неудовлетворённости.
– Налоговые доходы, которые пополняют наш бюджет, не достигают и десяти процентов, – с досадой говорил глава Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Михаил Виноградов. – Дотаций мы не получаем, живём на собственные средства. Готовы участвовать во многих областных программах, но не хватает денег на софинансирование. Как развиваться?
– Бюджет поселения должен быть самодостаточным, – проявил солидарность с коллегой глава Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Владимир Ермилов. – А мы не можем его пополнять даже мизерными административными штрафами, которыми наказываются нарушители порядка.
На секциях, а затем и во время работы съезда прозвучало немало конкретных предложений, как активизировать работу по достижению финансовой самодостаточности местного самоуправления путём расширения налогооблагаемой базы и наращивания собственных доходов, реализации программ реформирования муниципальных финансов, использования механизмов программно-целевого планирования, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. Всё это даст возможность решать и такие локальные задачи, как повышение заработной платы муниципальных служащих, решение транспортных и иных проблем.
Слабое материально-техническое обеспечение органов местной власти не даёт им возможности в полную силу осуществлять свои полномочия, особенно в такой важной сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас объекты ЖКХ активно передаются с районного на поселенческий уровень, но это не приводит к качественному изменению в самой системе оказания услуг населению. Возникает камень преткновения – полномочия передаются, а обеспечение нормативного финансирования отсутствует.
– Нужно создать ещё одну рабочую группу для решения именно этих важных вопросов, – предложил участникам съезда губернатор Сергей Вахруков. – Нам необходимо совместно изменить нормативы, выработать правильную базу их расчёта, чтобы наполнить реальным финансовым обеспечением тот объём полномочий, который реализуется на уровне местного самоуправления.
В фокусе внимания участников съезда оказался и такой важный вопрос, как увеличение собственной доходной базы муниципальных образований. Он «всплыл» не случайно – сегодня местные органы власти тратят на содержание собственного аппарата управления от 40 до 95 процентов финансовых средств, отпущенных на реализацию полномочий!
Один из путей пополнения бюджета – расширение налогооблагаемой базы за счёт оптимизации налогов на имущество и землю. Речь идёт о пересмотре льгот, которыми сейчас пользуются федеральные структуры и предприятия, в пользу органов местного самоуправления. Так, они вправе пополнять свои бюджеты налогами от использования земли, где расположены газопроводы, железнодорожные и автомобильные магистрали, линии электропередачи и другие объекты.
– Мы сделаем всё для того, чтобы в следующем финансовом году муниципальные образования получили эти дополнительные источники дохода, – заверил Сергей Вахруков. – Сегодня у всех муниципальных образований имеется возможность качественно изменить ситуацию со сбором земельного налога. Для этого необходимо тщательно проанализировать, как используются земли, нет ли на территории бесхозных участков. Если грамотно применять механизмы изъятия таких земель, можно пополнять бюджет значительными средствами. Практика показывает, что когда земля востребована, её цена возрастает в разы.
Участники съезда приняли новую концепцию развития муниципальных образований – целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы органов местного самоуправления, усиление кадрового потенциала, улучшение нормативно-правовой базы и качества услуг, оказываемых населению региона.