– Перед департаментом была поставлена задача – определение и проведение единой государственной политики в сфере внедрения новых информационных технологий, формирования электронного правительства, анализ, обработка и поставка информации, мониторинг общественного мнения. Понимая, что решение этих задач требует высокого уровня компетенции исполнителей, я формировал
команду, исходя из принципа, что на каждой позиции с самого начала должен стоять квалифицированный и динамичный профессионал своего дела, – говорит Дмитрий Васильевич.
Принципиальный подход «мы ищем лучших» продлил период формирования команды до двух лет и, как бы ни было трудно в начале, когда с возложенными на департамент многочисленными полномочиями приходилось справляться неполным составом, на сегодняшний день полностью себя оправдал.
– Сейчас актуальна концепция информационного общества, использование новейших информационных технологий. Если рассматривать работу нашего департамента в этой связи, то мы оказались в мейнстриме, – продолжает разговор директор департамента Пономаренко. – Когда появилась концепция электронного правительства, наши специалисты начали её активно реализовывать.
Сегодня специалисты ДИА (так сокращённо называется департамент информационно-аналитического обеспечения) ведут ключевые проекты формирования электронного правительства региона. Да и сам проектный принцип работы, когда к решению конкретной задачи подключаются специалисты разных ведомств, взят на вооружение руководством департамента одними из первых. Он был апробирован и успешно себя зарекомендовал в рамках реализации областной целевой программы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти».
Однако один из проектов можно считать поистине революционным – это переход органов власти на электронный документооборот. Чтобы оценить настоящий масштаб этого проекта, надо отталкиваться от той аксиомы, что работа чиновника любого уровня связана с документами – входящей и исходящей корреспонденцией, поручениями, распоряжениями, постановлениями, указами, согласованиями. Ещё несколько лет назад к бумаге «приделывали ноги», относили в приёмную, оттуда документ попадал на стол к начальнику, тот отсылал его к заместителю с резолюцией «разобраться», затем завизированная в одной инстанции бумага продолжала свой неторопливый путь по другим чиновничьим столам. Например, процесс согласования мог затянуться – страшно сказать! – до трёх месяцев.
Сегодня переход всех органов госвласти области на электронный документооборот практически завершён. Преимущества этого нововведения трудно переоценить. Обмен служебной корреспонденцией многократно ускорился – раз; процесс стал прозрачным: понятно где, у кого и в какой стадии исполнения находится каждое конкретное поручение – два; положить «под сукно», потерять, «забыть» о каком-то документе отныне просто нельзя, так как система сама напоминает о сроках исполнения поручения – три.
– Проект перехода органов власти на электронный документооборот заставил чиновников всех уровней отказаться от старых привычек работы, сложившихся годами стереотипов и научиться навыкам работы в новой системе. Сказать, что это было непросто – значит ничего не сказать. Наш департамент организовывал курсы, мы писали инструкции, составляли электронные учебники, организовали «горячую линию» поддержки, писали убеждающие в необходимости этих перемен письма. Проект был очень сложным, инновационным, но сейчас он уже возымел должный эффект, – рассказывает о работе своего департамента его директор Дмитрий Пономаренко.
Руководит проектом, который заставил поменять стиль работы абсолютно всех чиновников, служащих в органах власти области, вплоть до руководителей высшего звена, начальник отдела информационных систем ДИА Михаил Валерьевич Усилов. Он – профессиональный IT-специалист, начинал программистом ещё на заре компьютерной эры. Помощник директора ДИА Людмила Соловьёва отзывается о Михаиле Валерьевиче как о специалисте, который, «находясь на гребне информационной волны, зарабатывает своим высоким профессионализмом очки всему департаменту».
Другой важный проект, который реализуют сотрудники ДИА, родился из понимания того, что для принятия быстрого, взвешенного и компетентного решения чиновникам нужны знания в самых разных сферах деятельности. Необходимость в таком ресурсе была огромна, так появился проект «База знаний», названный «ДИАрама» (этим именем он «увековечил» своих создателей – специалистов департамента информационно-аналитического обеспечения). Проектом руководит Андрей Александрович Земсков. Он – грамотный специалист, много лет посвятил государственной гражданской службе, по праву считается в компании других технарей (он и сам кандидат физико-математических наук) «светлой головой». По сути своей база знаний есть большой информационный «склад» аналитики, социологии, справочной литературы по всем необходимым для принятия управленческих решений отраслям знаний, а поскольку участниками проекта разработаны удобные инструменты поиска нужной информации, «ДИАрама» сегодня – очень востребованный продукт.
Исходя из того, что одна из задач департамента – накапливать информацию, которую впоследствии используют другие органы исполнительной власти, один из комитетов ДИА аккумулирует данные социологических опросов, анализирует всю информацию, которая ежедневно публикуется на страницах и региональных, и федеральных средств массовой информации, а также выходит в телевизионный эфир. Держит руку на пульсе общественных настроений жителей региона, грамотно и оперативно анализируя всю полученную информацию, Денис Палатников. Социология, анализ СМИ – это его поле деятельности, на котором Денис Евгеньевич заработал заслуженный авторитет. Он умеет видеть за деревьями лес, за разрозненными фактами распознать тенденцию, от отдельных фактов выйти на уровень обобщения. Денис Палатников владеет этим умением сполна, аналитик от Бога – так о нём отзываются коллеги по департаменту.
Эти и ряд других проектов, находящихся на рубеже новых технологий, которые разрабатывает и курирует сегодня департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, предназначены для внутреннего пользования. Справедливо спросить: а какая польза от этой деятельности населению области?
– Польза самая прямая, – парирует заданный вопрос директор департамента Дмитрий Пономаренко. – Она заключается в том, что чиновники всех уровней работают быстрее, эффективнее, принимают более взвешенные решения в связи с тем, что владеют необходимой информацией по каждому конкретному вопросу.
Но если уж разговор зашёл о конкретной пользе «для народа», то самое время вспомнить о таком проекте департамента информационно-аналитического обеспечения, как перевод оказания государственных услуг в электронный вид. По мнению Дмитрия Васильевича, перевести качество и удобство оказания услуг на новый уровень – важнейшая задача органов власти, причём полностью зависящая только от них самих. Переход этот длительный, непростой с технологической, организационной, психологической точек зрения, но овчинка стоит выделки. Человек не сидит в очереди, не собирает, ходя по инстанциям, кучу справок, не тратит своё время, нервы и здоровье, ругаясь с чиновниками и такими же просителями, не даёт взятки для ускорения решения вопроса, а, зайдя со своего домашнего компьютера на сайт, получает всю необходимую информацию. Далее он может по Интернету подать заявку на оказание той или иной услуги, приложить в отсканированном виде запрашиваемые документы и следить, опять же по Сети, в какой стадии согласования находится решение его вопроса.
Первым результатом реализации проекта явился ввод в эксплуатацию интернет-портала государственных услуг в феврале 2011 года (http://yar.gosuslugi.ru)и перевод 5 «пилотных» услуг, которые оказывают департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности и департамент строительства, на оказание в электронной форме. До конца текущего года в электронном виде станут доступны ещё пятнадцать услуг, имеющие более массовую аудиторию потребителей. Курирует это направление работы Наталья Алексеевна Емельянова, опытный чиновник (пришла работать в правительство области из мэрии Ярославля) и интеллектуальный «зубр» в типично «недамской» сфере деятельности.
В ведении ДИА и такая важная сфера деятельности, как реализация программы развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области.
– От уровня развития гражданского сознания во многом зависят стабильность общества и благополучие граждан. Региональная власть предоставляет общественным объединениям поддержку, в том числе в рамках этой программы, некоммерческие организации могут получить грант на реализацию социально значимых проектов на конкурсной основе, – делится информацией Дмитрий Пономаренко.
Ведомственная программа была принята в 2010 году, ежегодный бюджет программы 10 миллионов рублей. Субсидия на реализацию каждого проекта весомая – 700 тысяч рублей. Организует и контролирует исполнение этой социально значимой для региона программы Игорь Владимирович Шабров – председатель комитета социально-политического мониторинга, кандидат исторических наук, человек, чьё чувство юмора и такт помогают в традиционно непростом диалоге между обществом и властью.
...На столе у директора департамента информационно-аналитического обеспечения правительства области Дмитрия Пономаренко стоит необычный письменный прибор – без ручки. Он как символ внедрения электронного документооборота и намёк на то, что в самом скором времени ни одному чиновнику, состоящему на государственной службе, письменные принадлежности больше не понадобятся. Уже сейчас важные документы скрепляются электронной подписью. «Флэшка»-носитель подписи есть у главы региона Сергея Вахрукова, других руководителей высшего звена, есть и у директора департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области Дмитрия Пономаренко.
Гость | 08.12.2011 в 14:59 | ответить0
Хорошая статья. Почему-то напомнила фильм «Забытая мелодия для флейты».