Риски снижены
Завод работает стабильно, заметно снижая издержки, одновременно наращивая не только производство продукции, но и среднюю заработную плату. Нынче она выросла почти на треть – до шестнадцати тысяч рублей. На треть увеличена и отгрузка готовой продукции. За десять месяцев 2011 года эта величина эквивалентна двум с гаком миллиардам целковых, что больше чем за весь предыдущий год. К 1 января итоговая прибавка составит около двадцати процентов. Уверенно развиваются чугунолитейное производство, выпуск тяжёлых дизельных двигателей, коробок передач нового типоразмерного ряда для грузовых автомобилей. Реализуют здесь инвестиционные программы, проекты модернизации продуктовой линейки, активно технически и технологически перевооружают производство.
Минпромторг России принял заявки завода на участие в профильных федеральных целевых программах дизелестроения для железных дорог, судов внутреннего и прибрежного плавания, контейнерных электростанций и малой энергетики.
Обращает на себя внимание тот факт, что доля ОАО «ТМЗ» в общей структуре товарной продукции, вырабатываемой на тутаевской земле, наоборот, становится ниже. Но это отнюдь не проблема, а один из положительных моментов, характеризующих перемены к лучшему. Дело в том, что отражает такой индикатор нечто иное, как появление здесь новых эффективных структур самой динамичной сферы экономики – малого и среднего бизнеса, который буквально несколько лет назад очень робко приживался на местной, чреватой тогда неопределённостью, хозяйственной «почве».
Теперь благодаря комплексному инвестиционному плану модернизации городского поселения в Тутаеве уверенно стартовали процессы диверсификации. В их русле социальное благополучие города и района постепенно перестаёт всецело зависеть лишь от одного, пусть и самого крупного в округе, производства.
– Для нас принципиально важны две задачи – стабилизировать работу Тутаевского моторного завода, предприятия, которое является градообразующим, – сказал губернатор Сергей Вахруков, – а также решить вопросы, связанные с малым и средним бизнесом, развитием технопарка и созданием новых комфортных условий для привлечения инвестиций. Есть программы, партнёры, понимание и поддержка, в том числе, на федеральном уровне.
– Мы подняли мощность наших дизелей, сумели плотно войти на конвейерные сборки таких гигантов, как: «Гомсельмаш», «БелАЗ», Кировский завод, – отметил гендиректор Валерий Жуков. – Задача теперь – расширить серийный выпуск дизелей и коробок перемены передач с различными крутящими моментами для разных классов грузовиков.
По его словам, ОАО «ТМЗ» успешно осваивает не только традиционные изделия, «оборонку», но и такие виды продукции, которые пока не выпускает в России никто. Уникальная коробка тутаевской марки благодаря деловым связям завода с одной из австрийских фирм побывала недавно на международной выставке, где получила положительную оценку. Всерьёз замахнулись заводские инженеры и конструкторы на создание роботизированных КПП, которые тоже не имеют отечественных аналогов, да и в мире их изготавливает весьма ограниченное число компаний.
– Со старым продуктом, при сильнейшей конкуренции на ограниченном рынке, объёмы не удержать. Но перспективы есть, технические решения по всем направлениям приняты, – заверил руководитель предприятия. – Это придаёт уверенность в правильности шагов, сделанных совместно с областной властью.
Парковый эффект
Сергей Вахруков подчеркнул значимость стратегического решения правительства региона о приобретении части заводской площадки под ключевой проект развития Тутаева – современный индустриальный парк «Мастер».
– У завода появились возможности для привлечения новых партнёров и кредитных ресурсов. Очень важно динамику поддержать, чтобы получить стабильный синергетический эффект.
– Благодаря этому мы начали работать без отягощения долгами, полученными в кризис, а год закончим, если не с прибылью, то без убытка, – продолжил мысль губернатора Валерий Жуков, отметив, что зарубежные фирмы уже внимательно присматриваются к Тутаевскому индустриальному парку, в том числе те, где обладают высочайшими технологиями. Например, изготовители гидроусилителей рулей.
Первой «ласточкой», которая начала вить прочное гнездо под тутаевской крышей, стала химическая компания «Сааргуми групп». Этот резидент начнёт свою работу уже совсем скоро.
Всего резидентов будет более сорока, сообщил директор департамента экономического развития Александр Шутов. Это должно обеспечить создание более пятисот новых рабочих мест.
– Для нас очень важно привлечь необходимый объём финансовых средств на завершение инфраструктуры индустриального парка, – подчеркнул губернатор. – Чтобы получить условия для прихода инвесторов, увязать эти планы с основными возможностями, которые есть здесь с точки зрения трудовых ресурсов и диверсификации экономики.
Ко всем, кто хочет работать в технопарке, будет равный подход, – заверил Сергей Вахруков.
Сообщил он и о том, что крупнейшая энергокомпания Российской Федерации «Интер РАО ЕЭС» намерена участвовать в реализации проекта парогазовой установки мощностью 52 МВт, к строительству которой приступили на Тутаевской земле ОАО «Ярославская генерирующая компания» и ОАО «Сатурн – Газовые турбины».
– Для индустриального парка и города это дополнительные возможности дальнейшего развития, с точки зрения дешёвого тепла, дешёвой электроэнергии, – напомнил губернатор.
Комфортная среда
Цель правительства области – не только сформировать, с участием тутаевцев, кластер автокомпонентов, но и создать в городе и районе нормальные, комфортные условия. В перспективе эти муниципальные образования превратятся в единое целое – для оптимизации системы управления и повышения качества жизни на обеих территориях. Такой прогноз без обиняков дал губернатор.
Представляя промежуточные результаты реализации комплексного инвестиционного плана развития Тутаева, замгубернатора Игорь Елфимов напомнил, что проект рассчитан до 2016 года. Общий объём инвестиций в развитие тутаевской территории из бюджета и внебюджетных источников – тринадцать миллиардов рублей.
Уровень безработицы снизился более чем в два раза. Создано две с половиной сотни новых рабочих мест. Через полгода их количество возрастёт до тысячи благодаря индустриальному парку, в том числе – началу производства там фирмой «Сааргуми групп» уплотнительных систем автокомпонентов.
Кроме инвестиционных производственных проектов, таких как современное литейное производство, с общей суммой инвестиций до пяти миллиардов рублей, предусмотрены мероприятия в сфере занятости населения, поддержки малого и среднего предпринимательства, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.
Только на развитие малого бизнеса затрачено уже тридцать семь миллионов рублей, на ремонт многоквартирных жилых домов – девяносто пять миллионов. А на переселение граждан из аварийного жилищного фонда – восемьдесят четыре миллиона, что, кстати, на пять процентов превышает величину этого показателя, заложенного в комплексный инвестиционный план развития.
– В рамках модернизации жилищно-коммунального хозяйства мы сконцентрировались на газификации левобережной части Тутаева, – продолжил Игорь Елфимов, – куда было направлено тридцать восемь с половиной миллионов рублей. Завершается проектирование комбината готового питания. Стоимость проекта составит около двухсот пятидесяти миллионов.
В результате создания положительного инвестиционного имиджа города, которого удалось добиться за последние два года, в два раза увеличился туристический поток. Процесс получит дополнительную динамику в результате развития местной туристической инфраструктуры. Но есть смысл дополнительно поработать над включением таких планов в федеральные целевые программы.
В качестве крупнейших инвесторов заместитель губернатора назвал такие предприятия, как: ОАО «ТМЗ», местное ЗАО «Единство» и Тутаевскую механическую компанию.
В декабре, по его словам, представители местной власти примут участие в обсуждении параметров включения территории в областные целевые программы по модернизации, инновационному развитию промышленности и поддержки среднего и малого бизнеса.
– Все подготовительные мероприятия проведены либо находятся в стадии завершения, – резюмировал Игорь Елфимов.
Стимул для самоуправления
Глава города Сергей Ершов и районные власти получили на совещании солидную порцию губернаторской критики.
Причина «разбора полётов» – ничем не оправданная медлительность при решении житейских вопросов. О некоторых из них работники завода откровенно сказали на встрече с руководителем области.
– Это прежде всего затянувшаяся ситуация с переправой через Волгу. В ближайшее время всё наладится, судно за счёт областных средств уже приобретено, – ответил заводчанам Сергей Вахруков. Руководителю региона, по сути, пришлось взять на себя решение этой проблемы, поскольку ни городские, ни районные начальники, несмотря на помощь региона, не смогли вовремя принять меры.
Риторическими остались вопросы губернатора к тутаевской муниципальной власти о принципах организации общественного пассажирского транспорта и ремонте дорог. Хотя для содержания и ремонта дорожного хозяйства в областном бюджете следующего года предусмотрено на порядок больше денег, напомнил Сергей Вахруков.
Он предложил коллегам дополнить комплексные инвестиционные планы моногородов разделами, где будут отражены роль и ответственность органов местной власти за качество, а также соблюдение сроков исполнения принятых в рамках таких планов решений. Эта корректировка тоже стала полезным результатом встречи в Тутаеве.