Конечно, в СССР было и другое. Массовые поездки в Москву за пресловутой колбасой, многочасовые очереди за румынской обувью – да много ещё чего было. Как и любое великое явление в истории, Советский Союз не подлежит однозначной оценке. Одинаково неправы те, кто называет СССР «империей зла», и те, кто считает, что это было идеальное государство со светлым будущим. Правда лишь в том, что развал Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой XX века.
Воля к единству
Статья Владимира Путина в газете «Известия» от 3 октября. Почему она обратила на себя внимание? Наверное, потому, что до этого момента в прессе не выходило ни одного материала за подписью Владимира Владимировича. Впечатление, что политик, на протяжении десяти лет являющийся национальным лидером, хочет не просто поделиться со страной текущими планами, а рассказать людям о сокровенном – о том, что вынашивалось и о чём думалось в эти годы.
«Новый интеграционный проект Евразии – будущее, которое рождается сегодня», – название статьи сразу задаёт вектор историческому процессу объединения бывших союзных республик. Не назад в СССР, а только вперёд, сохраняя лучшее из того, что было, и создавая новое:
«Речь не идёт о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР, – пишет Владимир Путин. – Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе – это веление времени.
Нам досталось большое наследство от Советского Союза: это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития – в наших общих интересах».
Цель нового Евразийского союза – стать одним из полюсов современного мира и одновременно эффективно связать Европу и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Но это далеко не все задачи. События последних лет в мире отчётливо показали, что те страны, которые ещё вчера были центрами мировой стабильности, сегодня переживают глубокий кризис, дестабилизируя экономики остального мира. Владимир Путин отмечает:
«Сегодня очевидно, что мировой кризис, разразившийся в 2008 году, носил структурный характер. Мы и сейчас видим его острые рецидивы. Корень проблем – в накопившихся глобальных дисбалансах. При этом очень сложно идёт процесс выработки посткризисных моделей глобального развития».
Отсюда ещё одна цель нового союза – создать пространство экономической и политической стабильности на территории республик бывшего СССР, защитить свои народы от волн хаоса, накатывающих с Запада. Речь, конечно, не о новом «железном занавесе». Напротив, Владимир Путин подчёркивает, что интеграционные вопросы с Европой продолжаются и будут продолжаться:
«Мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе – они детально обсуждаются европейскими коллегами».
Аргументы за Евразийский союз можно перечислять долго, но есть среди них один, который сложно выразить словами. Его можно назвать волей к империи – это иррациональное историческое стремление России и её соседей создать единую геополитическую общность в совершенно конкретных границах. Эту волю не единожды пытались сломать, нас выбрасывали из этих границ политическими методами или грубой военной силой. Но раз за разом мы возвращались. И в своей статье Владимир Путин выразил эту историческую волю России.
Историческая неизбежность
Впервые понятие «Хартленд» (Heartland – «срединная земля», «сердцевинная земля») прозвучало из уст основателя геополитики профессора Оксфордского университета Маккиндера в 1904 году в докладе Королевскому географическому обществу. Чуть позже он разовьёт его, и термин «Хартленд» станет классическим определением в геополитике. Самым удивительным было то, что границы Срединной державы, которые Маккиндер определил в 1904 году, почти с абсолютной точностью повторил СССР, возникший позднее.
Маккиндер придавал Хартленду, или географической оси истории, как ещё именовалась эта территория, исключительное геополитическое значение. Причём не столько из-за огромных природных запасов, которыми богата эта земля, сколько из-за недоступности для могущества Великобритании и крупных морских держав, таких, как США. Соответственно он называл Хартленд «великой природной крепостью» людей суши. Маккиндер считал, что в будущем геополитическая роль Срединной державы будет нарастать и в конце концов может положить конец господству Великобритании и стран Западной Европы на континенте. Чуть позже Маккиндер сформулировал максиму, которая вошла во все учебники по геополитике: «Кто командует Хартлендом, тот командует миром».
Теория Маккиндера не осталась лишь голой теорией на бумаге. Сперва эти идеи взял на вооружение штатный геополитик третьего рейха Хаусхофер. Результат этого все мы хорошо знаем. Затем уже за океаном Збигнев Бжезинский, автор теории мировой гегемонии США, разрабатывает стратегию развития НАТО на Восток. Очевидно, что глобальное противостояние не прекратилось и после распада Советского Союза.
Не потому ли ястребы американской политики так активно противятся выдвижению Владимира Путина на новый президентский срок? Заместитель госсекретаря США Бернс, кандидат в президенты сенатор Маккейн, а недавно и Кондолиза Райз, известная своей жёсткой позицией по отношению к России, – все они в один голос выразили своё нежелание видеть Владимира Путина на посту Президента России. Очевидно, что сильная Россия их не устраивает.
Двадцать лет спустя
8 декабря 1991 года Беловежские соглашения официально закрепили факт прекращения существования Советского Союза. Спустя почти 20 лет, 18 ноября 2011 года, в Кремле президенты Белоруссии, Казахстана и России заключили договор о Евразийском экономическом пространстве, тем самым сделав решительный шаг в интеграции республик бывшего СССР.
В 2011 году уже заработал Таможенный союз, с 1 января 2012-го стартует проект единого экономического пространства. А полностью Евразийский союз, как ранее отметил Владимир Путин, может быть создан уже к 2015 году. По его мнению, союз не будет полным без участия в нём Украины. Украину никто не будет принуждать к вступлению в Таможенный союз, но она сама к этому придёт, посчитав все выгоды «с карандашом в руках», уверен Владимир Путин.
Пока речь идёт об экономическом союзе, но уже сейчас его создатели говорят и о более широком объединении. В перспективе это может быть и политический, и военный союз. Президент Казахстана Назарбаев и президент Беларуси Лукашенко высказались за то, чтобы в расчётах за товары между странами – участниками союза – отказаться от доллара. По самым скромным подсчётам экспертов, создание единого экономического пространства уже в ближайшие годы даёт возможность поднять экономическую активность примерно в полтора раза и добиться эффекта от интеграции примерно в размере 15 процентов от валового продукта.
«В своё время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идёт гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество», – отметил в своей программной статье Владимир Путин.
Сверхзадача – Большая страна
Людям в России всегда было свойственно ставить перед собой и решать сверхзадачи – будь то покорение бескрайних просторов Сибири, освоение Арктики, индустриализация страны, полёт в космос.
Золотые медали на первенстве мира по футболу – достойная цель. Но она не может стать национальной идеей. Создание Большой страны является для России целью, сопоставимой по масштабам с теми сверхзадачами, которые наше государство решало на протяжении всей своей истории. По сути речь идёт о создании на территории бывших республик СССР новой геополитической общности.
Евразийский союз, вторая индустриализация страны и Общероссийский народный фронт – это три стратегические вещи, с которыми Владимир Путин идёт на президентские выборы. В последнее десятилетие заложен солидный фундамент для развития. Россия вернулась на международную арену как мировая держава. Впереди у неё большой путь.