– Именно поэтому от качества персонала зависит, насколько качественно мы управляем областью, каких результатов добиваемся, – сходу, без долгой преамбулы начала наш серьёзный разговор об обеспечении строгого соответствия гражданских и муниципальных служащих уровню решаемых ими задач Ирина Игоревна Спирина. – С другой стороны, что хочет народ от власти? Своевременного предоставления качественных государственных и муниципальных услуг – во-первых. Чтобы власть была открыта, а её действия и принятые решения понятны жителям – во-вторых.
– Исходя из этого, для начала давайте поясним, кто же такие государственные гражданские и муниципальные служащие, где, на каких должностях они трудятся?
– Система государственной службы состоит из трёх видов: служба в правоохранительных органах, военная и гражданская. Государственная гражданская служба в свою очередь подразделяется на федеральную и региональную. Гражданские служащие в Ярославской области работают в органах исполнительной власти, в аппарате областной Думы, избирательной комиссии и контрольно-счётной палате области, в аппаратах мировых судей. Как видите, поле деятельности государственных гражданских служащих достаточно широко. Их основная задача – реализовывать, проводить в жизнь те законы, которые принимаются на федеральном и областном уровнях.
Муниципальные служащие работают в органах местного самоуправления, решая вопросы жизнеобеспечения населения.
– Ответственность этой работы трудно переоценить. С другой стороны, растут и требования населения к исполнению властями своих полномочий.
– Совершенно верно. Именно поэтому, задавшись вопросами, какими компетенциями должны обладать гражданские служащие, что они должны знать и уметь, какие личностные качества необходимы для исполнения конкретных обязанностей, необходимо качественно проводить отбор работников на гражданскую службу. А в дальнейшем – постоянно поддерживать уровень квалификации гражданских служащих, чтобы на каждом этапе их профессиональной карьеры было обеспечено соответствие занимаемому месту.
Зачастую у людей, далёких от кадровой службы, нет адекватного представления о том, а как, собственно, осуществляется приём на работу государственных служащих. Закон говорит о том, что гражданская служба должна быть доступна для любого человека, а потому основной механизм приёма на работу – это конкурс. Достаточно жёстко эта процедура закреплена с 2006 года, когда вступил в силу 79-й федеральный закон о государственной гражданской службе в РФ. Однако в Ярославской области, где всегда существовала солидная психологическая школа, где очень серьёзно занимались вопросами профориентации, конкурсные процедуры для отбора кадров стали проводить намного раньше, ещё с 1994 года.
На службу без проведения конкурса могут приниматься лишь те работники, которые относятся к категории обеспечивающих специалистов – это работники канцелярии, отделов по работе с документами, сотрудники приёмных руководителей, младший обслуживающий персонал в сфере бухгалтерского учёта и отчётности. Кроме того, закон позволяет принимать на работу без конкурса помощников руководителя. Это понятно: руководителю виднее, какой специалист ему нужен в качестве помощника, с кем ему будет комфортнее работать. Все остальные специалисты при поступлении на государственную службу проходят через конкурсные процедуры обязательно.
– В чём они заключаются?
– Для начала в СМИ, на сайте правительства области, размещается информация, что объявляется конкурс на замещение вакантной должности или на включение в резерв. В объявлении указываются наименование должности, основные обязанности специалиста, квалификационные требования к образованию. Закон требует, чтобы на госслужбе работали люди с высшим образованием, исключение составляют только обеспечивающие специалисты (для этой категории достаточно среднего профессионального образования). К слову, в настоящее время в Ярославской области 97 процентов государственных служащих имеют высшее профессиональное образование. Есть определённые требования к стажу – это важно для понимания того, каким опытом обладает соискатель. Есть в объявлении и информация о том, какими компетенциями должен обладать соискатель: знание компьютера, навыки в написании правовых актов или аналитических записок, умение организовывать мероприятия или собирать информацию. Это объявление находится в свободном доступе минимум три недели. В течение этого времени любой желающий, если он соответствует квалификационным требованиям, может представить по указанному адресу необходимый набор документов. После этого начинаются конкурсные процедуры.
– Что они из себя представляют?
– Во-первых, конкурсная комиссия знакомится с резюме, анализирует анкету. Во-вторых, мы рекомендуем обязательное проведение профессиональных испытаний: это может быть тест или задание, близкое тому, чем человеку придётся заниматься на этой должности. Ещё одна рекомендация – психологическое тестирование. На сегодняшний день разработаны профили на 42 должности, и мы, протестировав человека, можем с той или иной степенью точности сказать, насколько он подходит к этой работе по своему личностному потенциалу. Не каждый может быть руководителем, но и не каждому дано быть хорошим советником, аналитиком, секретарём. Это важно учитывать.
– В любом конкурсе возникает закономерный вопрос: а судьи кто?
– Четверть от состава конкурсной комиссии – независимые эксперты. Это могут быть юристы, психологи, преподаватели высшей школы. На мой взгляд, это повышает эффективность процедуры конкурсного отбора. Чтобы решение принималось не только руководителями той структуры, куда на работу принимается специалист, а коллегиально, с учётом мнения независимого эксперта.
– А бывает так: объявлен конкурс, а соискателей нет? Или никто из желающих не прошёл сквозь конкурсное сито отбора? Как быть в таком случае?
– В отличие от соседей – Костромы, Иванова, Твери – у нас в Ярославской области практически не бывает нерезультативных конкурсов. В этом году не было ни одного. Спрос на вакансии госслужащих, как правило, большой, число соискателей колеблется от 5 – 7 до сорока человек на каждое вакантное место. Я сама являюсь председателем конкурсной комиссии в правительстве области и всегда на собеседовании задаю вопрос: что побудило вас к участию в конкурсе? Ответы бывают разные: кто-то поработал в бизнесе и понял, что это не его стихия, многих привлекает социальная защищённость. Но не раз и не два я сталкивалась с такими, удивительными на первый взгляд, ответами: хотелось на собственном опыте убедиться, что без личных связей, без блата, действительно можно получить работу в правительстве области.
– Вы упомянули, что конкурсные процедуры проводятся на замещение вакантной должности или для включения в резерв. Что такое резерв?
– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Эта военная аксиома применима и к гражданской службе. Человек должен видеть свои перспективы. Резерв – это будущее, кладовая кадров. Специалист продолжает занимать свою должность, но, пройдя конкурсные процедуры для включения в резерв, по мере освобождения вышестоящей должности повышается по службе. Традиции – великое дело, и вряд ли стоит, очертя голову, всё разрушать до основания, а затем снова изобретать велосипед. В партийных органах всегда существовал кадровый резерв, так называемая номенклатура. В отличие от закрытой партийной номенклатуры, резерв публично открыт. Важно и то, что повышение квалификации человека, находящегося в резерве, можно заранее осуществлять с перспективой на то, что он займёт более высокую должность.
– Какова дальнейшая судьба вновь принятого на государственную гражданскую службу специалиста?
– После того как человек вышел на службу, очень важно, чтобы у него удачно прошёл период адаптации. Сейчас распоряжением губернатора документально закреплена процедура адаптационного периода вновь принятого на государственную службу специалиста. Он колеблется от трёх до шести месяцев. За это время сотрудник должен познакомиться с рядом базовых законов – о государственной гражданской службе, противодействии коррупции, другими основными законами, которыми он должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности. В настоящее время мы поставили перед собой задачу разработать квалификационные требования в сфере правовых знаний для госслужащих – правовой минимум, которым должен будет овладеть каждый специалист. Для облегчения адаптационного периода за каждым вновь принятым на службу закрепляется наставник. Если это необходимо, госслужащий проходит курсы повышения квалификации на базе Ярославского университета имени Демидова. Эти курсы включают различные блоки знаний – правовой культуры, этики гражданского служащего, особенности взаимоотношений на гражданской службе, развитие коммуникативных способностей. В дальнейшем, один раз в три года, обязательна аттестация: гражданский служащий перед комиссией обязан доказать своё соответствие занимаемой должности. Комиссия делает выводы на основании ежегодных отчётов о проделанной работе и отзывов непосредственного руководителя.
– Как же поддерживать профессиональный уровень гражданских служащих на должном уровне?
– У каждого госслужащего есть индивидуальный план профессионального развития, который составляется самим сотрудником вместе с непосредственным руководителем, а утверждается этот план вышестоящим начальством. Здесь планируется, какие знания и новые навыки необходимо приобрести сотруднику, чтобы более компетентно выполнять свои прямые обязанности. Например, сейчас активно внедряются в жизнь IT-технологии – электронный документооборот, электронное правительство и так далее. Значит, без минимальных компьютерных знаний сегодня ни один госслужащий обойтись уже не может. Следовательно, был определён курс IT-минимума, и абсолютно все гражданские служащие прошли этот курс обучения. Поскольку каждый госслужащий работает в органах власти, значит вне зависимости от занимаемой должности он – управленец, и потому другой обязательный блок знаний – менеджмент. Совместно с «Высшей школой инновации и менеджмента» был разработан электронный учебник по менеджменту, все госслужащие в свободное от основной работы время прошли курс дистанционного обучения по этой программе. Сейчас в Ярославской области заканчивается программа повышения эффективности и результативности деятельности органов власти, разработанная на 2009 – 2011 годы; разрабатывается новый вариант программы на последующие годы, закладываются в бюджет средства на её реализацию, в том числе и на повышение квалификации госслужащих. Возможно, кто-то усомнится: а не слишком ли много средств тратит власть на самообразование, не слишком ли госслужащие шикуют на средства налогоплательщиков. Действительно, 72-часовой курс обучения одного специалиста стоит от 7,5 до 10 тысяч рублей, платит за обучение работодатель. В масштабах области обучение всех госслужащих выливается в кругленькую сумму. Но, с другой стороны, если не вкладывать средства в образование гражданских служащих, мы никогда не получим квалифицированных кадров.
– Для гражданской службы очень важно признание в обществе…
– Совершенно верно. Это является стимулом к профессиональному росту, самосовершенствованию каждого госслужащего, к более качественному исполнению каждым возложенных на него задач. Немалую роль в этом играет поощрение по службе. Таковым является знак «За усердие» (он отличается выслугой лет – 15, 20 и 25 лет службы соответственно), который учреждён указом губернатора области для государственных и муниципальных служащих за результативную и безупречную служебную деятельность. Одной из первых знаком «За усердие» была награждена консультант в управлении загс Зоя Ивановна Никитина. Больше тридцати лет она работает с архивными документами, все бесчисленные справки о рождении и смерти, браках и разводах проходят через её руки. Работа кропотливая, требует внимания, сосредоточенности, и Зоя Ивановна безупречно справляется с возложенными на неё обязанностями. Знаком «За усердие» отмечен труд консультанта управления госслужбы и кадровой политики Галины Анатольевны Смирновой. Кроме непосредственной кадровой работы Галина Анатольевна работает с ветеранской организацией правительства области, которая насчитывает 240 человек. И про каждого из ветеранов Галина Анатольевна может рассказать как про родного. Вот уже действительно, человек – на своём месте, иначе не скажешь. Этой награды также удостоена заместитель начальника управления по социальной и демографической политике правительства области Ольга Анатольевна Андреева, которая на протяжении многих лет активно занимается очень важными вопросами – женским движением, многодетными и приёмными семьями, одарёнными детьми. Этот приятный перечень государственных гражданских служащих, посвятивших службе многие годы своей жизни, можно продолжать и продолжать. Награда учреждена недавно, в декабре прошлого года, а уже вручено порядка пятидесяти знаков «За усердие».
– В последнее время в разных организациях проходит оптимизация численности сотрудников, идёт сокращение штатов. Когда речь заходит о госслужбе, то нередко слышишь: одного сократили, зато тут же создали целый отдел. Насколько это соответствует действительности?
– Вопрос интересный и неоднозначный. Если говорить о голой статистике, то действительно количество гражданских служащих растёт. Давайте разберёмся, с чем это связано. Часть полномочий переходит с федерального уровня на уровень субъектов. Например, сейчас проходит серьёзная реформа системы здравоохранения, с 1 января все медицинские учреждения будут иметь областной статус. Естественно, штат департамента здравоохранения увеличится, но при этом сократится число муниципальных служащих, которые занимались вопросами здравоохранения на местах. Аналогичная передача полномочий идёт и в других сферах. Соответственно, кто-то должен эту работу выполнять. Поэтому огульно судить о том, что чиновников становится больше, я бы не стала. К оптимизации численности специалистов надо подходить, тщательно всё взвесив. До недавнего времени в жилищной инспекции у нас трудилось всего 16 человек. Но посмотрите, с какими проблемами сегодня сталкивается население? Я уже не говорю о критических случаях, таких как обрушение здания. Достаточно проблем с несанкционированным использованием подвалов и первых этажей жилых зданий, незаконными перепланировками, есть немало и других острых вопросов. Поэтому штат жилищной инспекции существенно увеличен. Ведь работать нужно не только по факту случившегося, с обращениями граждан, но и на опережение.
***
Сегодня правительство области очень внимательно относится к вопросам качества управления, отдавая себе отчёт, насколько важно повышать кредит доверия общества к государственной и муниципальной службе. По словам заместителя губернатора Алексея Бушуева, «сейчас очень важно доверие со стороны общества к этим государственным институтам. Если этого доверительного контакта не будет, если для простых людей органы власти и местного самоуправления будут чем-то чуждым, то любые наши задумки и реформы будут реализовываться гораздо медленнее и труднее, и вряд ли будут такими результативными, как мы рассчитываем».
Гость | 15.11.2011 в 01:42 | ответить0
Да, «хорошо» работают чиновники, браво!!! На создание МВК им понадобилось два года, на установление дому статуса непригодного для проживания — восемь лет, на установление аварийности — тринадцать, на выставление участка на бесплодные торги еще прибавим четыре года. Вы надеетесь дождаться расселения аварийного дома? Вы видите свет в конце тоннеля? Верными темпами идете, «товарищи». Куда уж еще медленнее, куда уж труднее реализовывать то, что начертано законом? Жизни у целого поколения не хватит, ибо потратили её на хождение по кабинетам, да на бесполезную переписку, а надо было сразу к прокурору. Нет к вам доверия, органы власти, нет и уже не будет
Гость | 15.11.2011 в 11:25 | ответить0
Согласен, лодки у нас разные. Это перед выборами власть о народе вспомнила. А так в любой кабинет приди, они в нашу сторону и смотреть то не хотят, да еще так ответят…