Дорога длиною в жизнь
Спикер областного парламента появился на свет осенью грозного сорок первого в селе Сосновка Ульяновского района Омской области в семье интеллигентов – инженера и учительницы. Корни у него сибирской крепости, а характер – ярославский. С сорок шестого года Виктор Викторович дышит волжским воздухом. Окончил в областном центре школу № 57 и пошёл по стопам отца – в энергетическую отрасль.
Обладая врождённым чувством юмора, он за словом в карман не лезет.
– О чём речь? Родился, учился, рос, перерос! – лаконично изложил председатель Думы свой жизненный путь в начале разговора в его кабинете, где всё аккуратно – привык к порядку – расставлено по полочкам. – Судьба сама распоряжается. Наверное, так?
– Так, да не совсем! Вы стоите на капитанском мостике корабля, который плывёт по волнам житейского моря. Из какой «гавани» прокладывали курс?
– Начинал карьеру учеником электромонтёра в Ярославских энергетических сетях. Дослужился до генерального директора – уже «Ярэнерго». В связи с реформированием российской энергетики по схеме РАО «ЕЭС России» должности между этими главными вехами и ещё пару лет занимал разные. В том числе – командные. Исполнял обязанности начальника топливного цеха Ярославской ТЭЦ-2, был начальником цеха в «Ярэнергоремонте», руководил коллективом ОАО «Ярославская сбытовая компания». Оттуда «откомандирован» три года назад в областную Думу, на профессиональную государственную работу.
«Ярэнерго» покинул тогда в третий раз. До этого пересаживался лишь на студенческую скамью в Московском энергетическом институте по специальности «Автоматизация тепло- и электроэнергетических процессов» да в конце семидесятых на три с половиной года ездил за рубеж. Специалисты из Советского Союза помогали в то время Ирану сооружать Исфаганский металлургический комбинат. Энергоснабжением крупного промышленного предприятия одновременно со строительством для средневосточного соседа современной по тогдашним меркам тепловой станции, расширением её сетевого хозяйства занимались высококвалифицированные советские инженеры.
Здорово пригодился полученный к тому времени опыт работы на масштабном отечественном энергообъекте. После вуза мы с женой – гидроэнергетиком по специальности, типичные комсомольцы тех лет, по зову души рванули на строительство Саратовской ГЭС. Честно говоря, я, член комитета комсомольской организации столичного института, с хорошими оценками в дипломе, мог при распределении смело ткнуть пальцем в любую точку на карте. Решили однако вкусить романтики. Станция такого типа – это всегда свежий ветер перемен, новые интересные люди, в основном молодёжь. Подобные объекты, как правило, строятся не в давно обжитых местах, а там, где удобнее и выгоднее экономически, где меньше затопит плодородных земель, круче перепады высот. Работали азартно, с утра до ночи, чтобы выросла ещё одна плотина на Волге. Всё вокруг было прекрасным и гораздо более понятным, чем кажется теперь – с возрастом.
– Виктор Викторович, трудно ли было переквалифицироваться из чистых хозяйственников в политики?
– Скажу откровенно. Когда работаешь на серьёзном производстве, да ещё с повышенной опасностью, каким была, есть и остаётся энергетика, говоря словами пролетарского поэта, «на буржуев смотришь свысока». На общественников, госслужащих, чиновников. В переносном, конечно, смысле. Плоды их труда кажутся чем-то абстрактным. Хотя продукция электроэнергетической отрасли тоже не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Разве что напряжение, а главное – частоту можно измерить в энергосистеме, что я и делаю теперь из профессионального интереса специальным прибором, который дорог как реликвия. Придумать бы подобное устройство для измерения «температуры» в обществе!..
Электростанции в нашей стране одно время практически не строились. Образовался жуткий дефицит электроэнергии. Это чувствовалось по снижению частоты. После аварии в Чернобыле эксплуатацию промышленных систем с частотой ниже 49,2 герц запретили. Но гром-то грянул!
Так что свысока смотреть на мою и коллег нынешнюю деятельность не стоит. Парламент, общественные организации – и есть те самые индикаторы напряжённости в современном социуме. Они должны уметь работать как проводники идей и как надёжные предохранители, чтобы вовремя предотвратить возможность социального взрыва, а не только его печальные последствия.
Кстати, в политику я влез не вдруг, не из огня да в полымя. Это точно сыграло бы роль шоковой терапии для бывшего инженера и хозяйственного руководителя. До того, как занять пост председателя Думы, отработал два созыва депутатом. Без отрыва от производства возглавлял комиссию по депутатской деятельности. И фракцию партии «Единая Россия», которая ещё не имела абсолютного большинства в областном парламенте. Концентрация усилий в Думе потребовалась не на тех направлениях, что считаются главными на производстве, а прежде всего в политически ориентированном ежедневном взаимодействии с избирателями, с населением. Но ориентир на конкретный результат остался.
Есть так называемый «эффект инженера». Приходите вы, предположим, на работу молодым мастером и со временем начинаете критично относиться к старшему мастеру, который якобы не прикладывает достаточных усилий на порученном ему участке. Становитесь старшим мастером – переводите стрелки критики на заместителя начальника, затем на начальника цеха. Возглавили цех – обратили внимание на слабую активность директора. Назначат вас в конце концов директором – вот сами и крутитесь! Взяв ответственность за людей и производство. Это я не о карьеристах, а о неравнодушных, хороших, совестливых людях. Разных встречал: и сущих бездельников, и таких великих учителей, которых с благодарностью помню всю жизнь. На общественную и даже чиновничью деятельность «эффект инженера» тоже распространяется. Только она менее благодарна, не сразу даёт результаты.
Особенно заметно это на личных приёмах избирателей. Люди приходят не спасибо лишний раз сказать, а со своими бедами. Большинство проблем житейского характера: низкий уровень доходов, бытовая неустроенность, нехватка детсадов, жилищно-коммунальные закавыки, дорожные мытарства, чьи-то чёрствость и равнодушие. Стараюсь, чем могу, помочь каждому. Особенно тем, кто остро нуждается. Подключаю административные рычаги и финансовые возможности. Чего греха таить, приходилось иметь дело и с прохиндеями.
Человек – не машина
– В людях не разочаровались?
– Что вы! Мы же работаем для людей! Результаты деятельности Думы на прошлой сессии удовлетворяют. Мы приняли закон о существенном повышении заработной платы бюджетникам, предложенный правительством области совместно с депутатским корпусом. С 1 сентября почти на треть выросли заработки педагогов.
Будем продвигаться в этом направлении. Но в предвыборной ситуации к росту доходов госслужащих и коллег-депутатов я предложил подойти нестандартно. Если все четыре фракции областной Думы скажут «да» – примем положительное решение. Целых 5 лет себе любимым думцы зарплату не повышали. Если «нет» – извините. Зато ни у кого не будет повода обвинить коллег в популизме перед голосованием. Правда, надо помнить, что этот выбор касается большого числа муниципальных служащих, которые располагают далеко не самыми значительными доходами.
Новый политический сезон стартовал. Во главе угла не только предвыборная кампания. У нас, как всегда, есть обширный перечень законодательных инициатив. За год областная Дума принимает по полторы сотни законов, по триста постановлений. Это – серьёзная нагрузка, которая немыслима без работы на профессиональной основе, без вклада сотрудников аппарата, которым в отличие от некоторых представителей политических партий недосуг пиариться.
– Инженерный подход к делу помогает шлифовать тонкости областного законодательства?
– Вне сомнения! Знаете, какой самый интересный закон в Думе? Он же наиболее скучный и громоздкий – о бюджете. Там языком цифр и экономических выкладок сконцентрированы алгебра и геометрия нашей жизни – от альфы до омеги.
Как в инженерном деле, у нас бывают удачные и не очень проекты законодательных актов. Не каждый, кто пришёл с производства, готов к этой кропотливой работе. Не хватает знаний, терпения, умения учиться. Я тоже наверняка плюнул бы, если бы не был готов познавать новое. Даже в кресле спикера. Здесь каждый день как День знаний.
Нельзя останавливаться в своём развитии. Хочется разумными законами и решениями подтягивать людей, делать их жизнь лучше, нацеливая на созидание. Возможности второго человека в регионе, которым по должности является председатель областной Думы, в этом смысле гораздо шире тех, что имеются в распоряжении руководителя даже сравнительно крупного предприятия.
Грабли – деталь прогресса
– Как бы вы ответили сегодня на извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»
– Принято говорить, что с возрастом человек становится мудрее. Возможно. Но появляется гораздо больше вопросов, чем в молодости. И, к сожалению, меньше категоричных ответов. Когда спрашивают, что делать в глобальном смысле, отвечаю – хотя бы не совершать того, что точно делать не надо. Тогда быстрее выйдем на понимание того, что требуется для процветания Отечества.
Есть шутка с долей правды: национальное достояние России, мол, не «Газпром», а грабли. С удивительным упорством мы наступаем на них раз за разом, получая известные последствия. Честно скажу: мне тоже не всё понятно, есть то, что откровенно не нравится в современной действительности.
Но политик тем и отличается, что он обязан видеть дальше. Обывателю кажется, что достичь горизонта, взобраться на вершину можно быстро и простыми способами. К сожалению, чаще всего это заблуждение. Политическое решение не всегда очевидно, часто требует концентрации сил и консолидации общества, чего трудно добиться. А оценить последствия можно лишь через годы. Ленин, к примеру, говорил, что коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны. Но он же не имел в виду только провода, банально протянувшиеся от столба к столбу! Это скорее – образ, то, что сегодня именуют модернизацией. Чтобы этот термин стал символом другого уровня жизни общества, мы должны конструктивно взаимодействовать с людьми разных взглядов и убеждений. Свобода вашего кулака кончается там, где начинается свобода моего носа, мудро говорят англичане.
Следует помнить Христовы заповеди – не убий, не укради. Та же коррупция, которая является абсолютным злом, поддаётся корчеванию только средствами общественного контроля. Где авторитарный стиль управления, там больше тащат. Где общественный, парламентский контроль сильнее, ситуация лучше. Вот глубинный смысл депутатской деятельности.
– В этом и состоит ваша правда как руководителя регионального отделения правящей партии?
– Пожалуй – да. На Руси власть отродясь не любили и никогда любить взахлёб не будут. К огромной по численности КПСС это тоже относилось. Нечто подобное касается и нынешних олигархов, близких к структурам власти. Если кто-то украл деньги, то прав не он, а те, у кого эти материальные богатства отняты.
Ради справедливости должен напомнить: партии власти, как именуют «Единую Россию», всего десять лет. Она не в оппозиции, а у руля. Это труднее, чем оппонентам. Приходится быстрее искать новые формы и содержание.
Поначалу я скептически относился к идее создать Общероссийский народный фронт. Такой шаг казался избыточным в процессе налаживания связей с социумом. Второй срок руковожу ярославским отделением партии. За это время мы и так заключили 43 договора о сотрудничестве с общественными организациями. Были опасения: не вызовет ли новая форма организации политического пространства ревность однопартийцев?
Оказалось, ничего подобного! Конструкция получилась интересная, прочная и многоплановая. Значит, лидер «Единой России» Владимир Путин уловил цель, к которой надо стремиться. Это доказали праймериз на Ярославской земле. Мы организовали восемь площадок, где присутствовали губернатор, депутаты разных уровней, представители местных элит. Люди там высказывались очень откровенно. В результате получилась обширная Народная программа, в региональную часть которой ярославцы внесли свыше десяти тысяч конкретных предложений.
Лишь 13 человек, прошедших праймериз, состояли в «Единой России». Остальные 43 – представители общественных организаций. И они составили кадровый резерв региона. Все получили возможность достойно выступить, не просто выпустить пар. Хотя и это важно – в российской ментальности присутствует потребность публично резать правду-матку.
Словом, когда провели народные голосования, послушали выступления, подчас неожиданные своей новизной, я убедился: затея не зряшная. Она пошла на пользу развитию гражданского общества в стране и регионе.
Консенсус на завтра
– Виктор Викторович, какие достижения вам особенно дороги: в энергетической отрасли, в представительной власти региона?
– Про энергетику не даст соврать мой коллега – генеральный директор ОАО «ТГК-2» Владлен Александрович. На церемонии закладки первого камня Хуадянь-Тенинской ПГУ-ТЭЦ 450 МВт Владлен Лазаревич высказал профессиональное удивление – как же тщательно надо было готовить оборудование, если оно до сих пор не исчерпало ресурс и обеспечивает потребности в первую очередь областного центра в электрической и тепловой энергии?! Я горжусь тем, что вместе с коллегами причастен к формированию столь серьёзного запаса прочности предприятий ярославской энергетики. Что касается законотворческой деятельности, одно из главных достижений – создание вместе с правительством области Социального кодекса. В нём сконцентрирована информация о благах и гарантиях, на которые имеют право земляки. Отрадно, что эти правила игры ни разу не приходилось корректировать в сторону ухудшения. Только на повышение – с учётом уровня инфляции.
– Что сложнее: управлять депутатским корпусом, куда входят сторонники разных политических взглядов, или строить нормальные деловые взаимоотношения со структурами исполнительной власти?
– Каковы взаимоотношения властей, таков и социально-политический климат на территории. Там, где нет консенсуса – как у кошки с собакой. Есть в стране три-четыре таких несчастливых региона – там и людям тяжелее.
Отношения между ветвями власти у нас нормальные, конструктивные, деловые. Хотя взаимопонимание находим не обязательно с первой попытки. Не помню однако ни одного вопроса, по которому мы бы не договорились с губернатором, если все варианты согласований на «нижних этажах» исчерпаны. Сергей Алексеевич Вахруков сам руководил Думой. С интересом слежу за методами его работы. Глава региона – не приверженец строго авторитарного стиля управления! Он старается думцев убедить, хорошо владеет ситуацией, знает конкретные цифры и факты, которые красноречиво говорят сами за себя. И потому чаще всего достигает своей цели. Компетентность – хорошее качество, аппарат правительства у Вахрукова не забалует.
То же относится к работе с коллегами-депутатами. Их усилия и добрую волю надо ценить. Законодательная власть – она «вредная» по природе. Её никому и никак не обойти. Без неё ничего сдвинуть с места не получится. Всё упрётся в бюджет, в целевое использование казённых денег. Обратное – тяжкий проступок для чиновников, за которым может последовать визит суровых людей из прокуратуры или Следственного комитета.
Если начнутся конфликты, всё – ступор. Но люди должны жить, работать, регион – развиваться. Так что политика здесь, как говорят, концентрированное выражение экономики. А критикам отвечу словами нижегородского губернатора Валерия Шанцева. Услышал я их от своего коллеги, председателя Законодательного собрания Нижегородской области Евгения Лебедева, который побывал у нас на днях вместе со своим депутатским корпусом: «Трясут то дерево, которое плодоносит».
– Каким вы видите будущее Ярославской области?
– Курс взят правильный: на привлечение инвестиций в промышленность, агропромышленный комплекс. Полсотни крупных инновационных проектов в городе и на селе – «Комацу», «Астрон», фармацевтический кластер, завод по производству 530-х двигателей в Заволжском районе Ярославля, животноводческий комплекс «Вощажниково», современные птицефабрики. Всего сходу и не перечислишь. Это многие миллиарды рублей инвестиционных программ, благодаря чему открываются новые предприятия, возникают рабочие места, наполняется бюджет. В том числе – в моногородах, которые в Ярославской области не повторили судьбу печально известного Пикалёва.
Впереди совершенно другой уровень производства, качества выпускаемой продукции, знаний специалистов согласно новым технологиям и системам получения профессиональных знаний в современном информационном обществе. Однако с высоты своего возраста хочу предостеречь более молодых людей: давайте учиться ждать! Не в праздности, понятно, но без ажиотажа. Кроме привычки наступать на грабли наш национальный «спорт» – неумение дожидаться результатов. Ну не терпится, как персонажу известной эстрадной песенки – нет, нет, я хочу сегодня, я хочу сейчас! Желание получить сиюминутную выгоду часто приводит к дезорганизации, потере темпа развития. И, как следствие, к необдуманному отказу от полезных практик и хороших идей.
– Поделитесь секретом долголетия и работоспособности от Виктора Рогоцкого.
– Ой, не люблю отвечать на подобные вопросы! Какой секрет?! Имею набор характерных для нормального человека недостатков. Курить, правда, восемь лет назад бросил, начинать никому не советую. В юности занимался лыжами, бегом на средние дистанции, баскетболом – при росте в 176 сантиметров играл за сборную Ярославля. Ходите пешком, бегайте. Хотя то, что можно в 40 лет, не стоит совершать в 70.
Дополню, пожалуй, ответ на один из предыдущих вопросов. Начальник должен уметь принимать волевые решения. Но авторитарный метод управления по принципу «сам дурак!» столь же прост, сколь разрушителен для личности. Если руководитель не думает о людях, его рано или поздно выгонят. Надо быть как профессиональным управленцем, а их в России сегодня дефицит, так и находиться в ладу с собой и миром.
Замечательные слова сказал три века назад святитель Дмитрий, митрополит Ростовский: «Прежде, чем попросить у Бога чего-нибудь, сам помоги обратившемуся к тебе». Не будьте злыми, помогайте друг другу, живите по совести, преодолевайте невзгоды, находите в жизни светлое и доброе!