Новый закон придёт на смену федеральному закону № 94 о госзакупках. Но в отличие от 94-го он будет управлять всем циклом закупки, а не только процедурой размещения госзаказа.
Предваряя работу совета, директор департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития Ольга Анчишкина поблагодарила правительство Ярославской области за предоставленную возможность собраться для обсуждения новаций. Проект закона уже получил межведомственные согласования и заключения регионов. На этой неделе с докладом по законопроекту ознакомится глава Правительства РФ Владимир Путин.
Директор министерского департамента определила основные новации законопроекта.
Первое – этапы планирования: теперь вводится долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. В законопроекте находит отражение формирование целевого бюджета, завязанного на государственных программах. От них зависят и объёмы заказов, и средства. Никаким случайным закупочным решениям места нет. С этапом планирования связывается ожидание более точного решения поставленных задач.
К новациям относится и совершенствование инструментов размещения госзаказа. При широкой специфике товаров и услуг спектр выхода на рынки должен быть более широким. В проекте закона исчезает аукцион (он остаётся только в электронном виде), зато вводится такой инструмент, как двухэтапный конкурс. Дело в том, что госзаказ нечувствителен – и это признаётся на самом высоком уровне – к высокотехнологичным и инновационным продуктам. ФЗ-94 не справляется с проблемами в этой сфере, а также в сфере творчества, культуры. На первом этапе государство решает очень сложные и неопределённые проблемы. Например, программы «Чистая вода», энергоэффективности и даже ликвидации пробок в Москве. Есть предмет закупок, но нет инструмента. Поэтому и нужен двухэтапный конкурс, когда технические и творческие параметры обсуждаются прежде организационного момента. В рамках нового закона предполагается создавать по конкурсу даже книги и другие произведения...
В проекте нового закона представлены антидемпинговые механизмы. Разработчики проанализировали конкурсы и аукционы со значительным снижением цены, а точнее – предметно разобрались с жизненным циклом подобных контрактов. Пример: заключался госконтракт на лекарственные препараты на 20 млн. рублей вместо 31 млн. начальной цены. Вопрос: что будет приобретено на эти средства и будут ли обеспечены обязательства государства, не окажется ли под угрозой здоровье людей? По нормам ВТО к заказчику начинают принимать меры, когда цена снижается лишь на два процента. По нашему законопроекту – будут отклоняться заявки с ценой, ниже начальной на 25 процентов без расчёта обоснования такой цены.
Нужны мониторинг, здоровая сфера аудита. Недавно, отметила Ольга Анчишкина, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) провёл презентацию закупочной системы 24 государств. По стандартам банка хуже РФ оказались только Казахстан и Беларусь. Была дана рекомендация: не допускать неопределённости в заключении и исполнении поставок.
Ольга Анчишкина подчеркнула: человеческий фактор имеет ключевое значение, поэтому усиливается ответственность госчиновников. К слову, новым законопроектом вводится институт контрактных офицеров – для постоянного мониторинга исполнения контракта.
Все эти положения будущего закона далее подверглись кропотливому, чуть ли не построчному, обсуждению представителей 21 региона России. Собравшиеся заинтересованно обсуждали введение сводного прогнозирования государственных и муниципальных нужд, а также разделение полномочий органов по размещению заказа внутри субъекта Федерации.
В центре дискуссии оказалась тема создания единой информационной системы. По проекту, весь процесс – от планирования до исполнения контракта – становится прозрачным и публичным. В реестр контрактов вводятся цена товара, марка, страна-производитель. Ольга Анчишкина прокомментировала появление такого требования: в ходе анализа контрактов по закупкам томографов, угля, гречки, ГСМ и т. п. выявилось, что были контракты без стоимости товара или где срок поставки истекал ещё до срока заключения контракта!
Ещё более живой разговор вызвала следующая новация: введение общественного контроля – создание общественного совета в каждом регионе при органах госзакупки. Зачем столько контролёров и нужен ли общественный контроль? – таким вопросом задавались присутствовавшие. Правда, пришли они к соглашению, если в совет войдут юристы, другие толковые специалисты – вреда не будет.
Члены совета остановились на теме ответственности исполнителя заказа. По справедливому замечанию представителя Самарской области, многие организации, которые не могут конкурировать на свободном рынке, разными путями пристраиваются в систему госзаказа, и давно нужно было поставить какие-то ограничители для таких фирм. Среди требований к участнику процедуры закупок вводятся наличие профессиональной и технической квалификации, ресурсов и финансовой устойчивости и даже отсутствие судимости у руководителя... Самарцы же предложили ввести ещё такое требование, как коэффициент ликвидности.
Участники дискуссии сошлись во мнении: к законопроекту должны быть разработаны понятийная база и методические рекомендации.
Ольга Анчишкина признала:
– Придётся отстраивать систему методических рекомендаций, и здесь всё нужно начинать с нуля. У нас несколько бюджетных уровней, а закупочная система – одна. И нужно развивать нормы её действия.