Согласно поправкам в региональный закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» ветераны труда – как федеральные, так и региональные, труженики тыла, репрессированные, малоимущие одиноко проживающие граждане и члены малоимущих семей, граждане пожилого возраста должны будут, войдя в автобус, троллейбус или трамвай, по предъявлении удостоверения оплатить половину стоимости билета. При этом ветераны труда Ярославской области будут получать в месяц единовременную денежную выплату в 200 рублей (для федеральных ветеранов труда сейчас она составляет 250 рублей).
У депутата Владимира Молодкина возник вопрос о критериях отнесения человека к малоимущим. Директор областного департамента соцзащиты населения Геннадий Скворцов объяснил, что они будут прописаны в отдельном законе. К малоимущим предполагается отнести граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Однако таких планок несколько: средний по области (2931 рубль), для трудоспособных (3273 рубля), для пенсионеров (2158 рублей), для детей (2874 рубля).
– Вы сами можете определить, какую цифру взять – среднюю по области или отдельную по каждой социальнодемографической характеристике. Для людей выгоднее было бы, чтобы цифра была ниже, а для бюджета – выше. Но думаю, спорить тут нет смысла. Так как основная часть льготников будет относиться к другим категориям, то расходы по малоимущим будут невелики, – заметила вицегубернатор Ирина Скороходова.
Геннадий Скворцов добавил, что сейчас готовится новый областной закон о потребительской корзине, изменятся как система формирования величины минимума, так и его величина (для работающих граждан он вырастет до 3180 рублей, для пенсионеров – до 2900 рублей).
Самые жаркие споры разгорелись о величине скидки, которую получат льготники при проезде в общественном транспорте. Столкнулись сразу четыре альтернативные поправки. Губернатор предлагает, чтобы льготники платили 50 процентов стоимости билета, Александр Цветков и Владимир Молодкин настаивают на 25 процентах, Нина Жукова считает, что проезд должен остаться бесплатным, а Вера Никольская предложила очень удобное для Думы решение: отдать решение вопроса о размере скидки в ведение администрации области.
– Я встречалась с ветеранами и узнала, что многие бросают свои дачные участки. Билет стоит 30 – 40 рублей в обе стороны, и даже при пятидесятипроцентной скидке в новом году будет невыгодно заниматься садоводством и огородничеством. Считаю, что нужно сохранить бесплатный проезд для пенсионеров и ветеранов. Если нет такой возможности, то давайте хотя бы с мая по сентябрь установим дополнительные льготы, ведь нельзя прожить на такую пенсию без дачного участка, – втолковывала коллегам суть своей инициативы Нина Жукова.
– Первоначально я думал, что местные власти смогут сами доплачивать вторые 50 процентов за льготников за поездки внутри города и района. Но мэр Ярославля Виктор Волончунас категорически отказался: мол, это будет стоить 100 млн. рублей. Да и Рыбинск не сможет себе позволить такие траты. Учитывая состояние бюджета, целесообразнее сохранить плату за проезд, но сделать ее чисто символической – 25 процентов от цены билета. Если не удастся продержать такую стоимость весь год, то можно оставить ее на весеннелетний сезон, – мотивировал свою позицию Цветков.
Ирина Скороходова пояснила, что сохранить бесплатный проезд никак не удастся – это полностью противоречит общефедеральной направленности на монетизацию льгот. Вариант Жуковой стоит около 800 млн. рублей, вариант Цветкова – Молодкина – 600 миллионов. Найти такие деньги в дефицитной областной казне невозможно, то есть убытки транспортников окажутся непокрытыми. Вариант администрации области стоит всего 278 млн. рублей, из которых 43 миллиона должны поступить из федерального бюджета.
Члены рабочей группы устроили мягкое рейтинговое голосование, и большинство остановились на скидке 50 процентов от цены. Но авторы других поправок заявили, что будут настаивать на своем. Опытный вицеспикер Валерий Шамин предложил пока принять вариант администрации, потому что весной губернатор, пойдя навстречу пожеланиям людей, может издать постановление о дополнительной скидке на пригородных маршрутах. Тогда в дачный сезон льготники смогут ездить за четверть стоимости.