Известно, что степень важности совещания и весомость принятых на нём решений точнее всего можно определить по составу его участников. В нашем случае достаточно уже того, что в роли гостеприимного хозяина выступал губернатор Сергей Вахруков, а вёл совещание заместитель генерального прокурора Россий-ской Федерации Владимир Малиновский. С инициативой проведения подобных встреч выступил генеральный прокурор РФ. Ранее уже состоялось всероссийское совещание при Минрегионразвития, теперь наступила очередь поработать в регионах.
Прозвучали выступления депутатов Государственной Думы РФ, представителей от регионов ЦФО (уровня вице-губернаторов), областных прокуроров. Все без исключения выступавшие вне зависимости от темы доклада каждого сочли необходимым вслух согласиться с высказанной ярославским губернатором мыслью, что именно органы местного самоуправления на сегодняшний день ближе всего к людям и именно на их служащих в первую очередь лежит ответственность за оказываемые населению услуги, за общую ситуацию на территории.
В 2010 году прокуроры ЦФО выявили 191690 нарушений закона, совершённых органами местного самоуправления! 14693 работника «самой близкой к народу власти» понесли дисциплинарную, 1920 – административную ответственность, а в 78 случаях дело дошло даже до возбуждения уголовных дел. Более того, председатель правления совета муниципальных образований Ярославской области, глава Гаврилов-Ям-ского района Николай Бирук отметил, что подсчёт нарушений закона на местах, выявленных в первом квартале текущего года, позволяет говорить о 30-процентном (!) росте числа ошибок муниципальных властей в целом по ЦФО. Органы прокуратуры почти повсеместно обеспокоены. Главы поселений и районов не отслеживают изменения в федеральном законодательстве и из-за этого выпускают немало «незаконных законов», нормативных документов, требования которых попросту нельзя выполнять. В глубинке чаще, чем в крупных городах, вольно или невольно игнорируют требования бюджетного, налогового, земельного законодательства, нарушают жилищные права граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной, детей-сирот, молодых семей. Реализация целевых программ, обеспечение доступа людей к информации о деятельности органов власти – все эти направления деятельности муниципальных властей нуждаются в улучшении и упорядочивании.
– Планка требований сегодня поднята выше, – сказал Сергей Вахруков. – Спрос с органов местного управления очень серьёзный. И органы прокуратуры должны оказать местному самоуправлению помощь не только в подготовке нормативно-правовых актов, но и в решении насущных проблем людей. Например, в привлечении к ответственности управляющих компаний, нарушающих права граждан.
На совещании был обсуждён широчайший круг вопросов, касающихся практически всех сфер обеспечения нормальной благополучной жизни. При этом акцент был сделан не на ужесточение надзорных прокурорских функций и «закручивание гаек», а на помощь органам местного самоуправления со стороны слуг закона, на плодотворное сотрудничество.
– В Ярославской области есть хороший опыт взаимодействия муниципальной власти и прокуратуры, – сказал, уточняя задачи совещания, Владимир Малиновский. – Главное, к чему нас подвигает жизнь, – это упреждение возможных несоответствий и ошибок. Мы не за то, чтобы плодить бесконечные бумаги, заводить судебные споры. Среди особенно острых, нуждающихся в форсированном решении проблем назову летние пожары, разговор о которых будет особенно предметным. Однако чрезвычайные проблемы – не повод для того, чтобы манкировать повседневными нуждами людей. Мы будем решать вопросы обучения муниципальных кадров, приведения уставов, по которым живут поселения, в соответствие с федеральными законами, вопросы обеспечения прав на бесперебойное получение качественных услуг ЖКХ, к которым органы прокуратуры обращаются в формате ежегодных проверок.
На общем фоне положение дел в нашей области выглядело очень и очень неплохим. В то время, как среди 100 тысяч нормативно-правовых актов, ежегодно разрабатываемых муниципальными властями ЦФО, постоянно выделяются целые блоки документов, содержащих типовые ошибки, в Ярославской области прокуратура уже давно проводит правовую экспертизу всех законов и постановлений ещё на стадии их разработки. В Рязан-ской области многие районы не имеют даже собственных сайтов, тогда как у нас работает портал государственных услуг, объединяющий в общую сеть областной и муниципальные уровни власти. В соседней Костромской области выявлено 104 попытки чиновников выдать неблагоустроенное жильё за благоустроенное, в том числе и при предоставлении его ветеранам войны, в Ярославской же области таких вопиющих несправедливостей не отмечено. И даже в столь сложной проблеме, как предупреждение лесных пожаров, наш регион оказался в числе лидеров и не вызвал жёстких и неприятных вопросов.
Со своей стороны представители муниципальных властей отмечали, что сотрудничество с органами прокуратуры порождает такие горы бумаг, что на их обработку приходится задействовать 3 – 4 сотрудников в каждом муниципалитете, что негативно сказывается на работе в целом. Но как ни серьёзны были отмеченные упущения и недостатки в работе как прокуратуры, так и органов местного самоуправления, совещание в целом отличалось не дискуссионным, а конструктивным характером, общим стремлением к разумному компромиссу.
Губернатор Ярославской области чётко определил общие задачи: необходимость юридически правового обучения муниципальных кадров, учреждение тотальной предварительной экспертизы законов, в особенности антикоррупционных. Сергей Вахруков заострил внимание собравшихся и на необходимости внесения изменений в федеральный закон о государственных закупках. Этот закон, по мнению губернатора, создал простор для
демпинга и ставит под угрозу даже подготовку к следующему отопительному сезону. Отметил ярославский губернатор необходимость выработки более строгих подходов к работе управляющих компаний. Говорил о том, что следует разработать механизм увеличения финансирования бюджетов поселений, которые порой допускают нарушения просто по недостатку денег. Обозначив эти и многие другие, вполне внятные векторы развития, Сергей Вахруков выразил глубокое убеждение, что если идти по пути разумных компромиссов, то улучшения качества работы органов местного самоуправления удастся достичь в ближайшем будущем.