– Евгений Николаевич, напомните, как начинался проект «Качество жизни» и каким образом он связан с областной программой модернизации системы здравоохранения?
– Согласно проекту «Качест-во жизни. Здоровье», Ярославская область за счёт федеральных средств в течение двух лет получит без малого 3,2 миллиарда рублей именно на модернизацию системы здравоохранения. С учётом средств из других финансовых источников «вес» нашей областной программы модернизации достигнет 5,2 миллиарда. Проект «Качество жизни» должен дать толчок поступательному развитию системы здравоохранения страны в целом и нашей области в частности. Это хорошие стартовые позиции и, замечу, солидный стартовый капитал.
Напомню, что проект разрабатывался именно с целью содействия реализации государственной политики развития и модернизации отечественного здравоохранения. Была разработана целая стратегия, которая позволяет нам сейчас начать модернизацию не по указке сверху, а исходя из реальных потребностей и заявок медучреждений нашего региона. Такое в России делается впервые.
– На что будут потрачены эти огромные деньги?
– Не секрет, что в Ярославской области 30 процентов больниц и поликлиник требуют капитального ремонта. И уже в мае областной департамент здравоохранения планирует начать осваивать средства, выделяемые на ремонт зданий медучреждений. Сами работы должны начаться в июне-июле. А уже в третьем квартале область начнёт закупки медоборудования.
За два года в ходе ремонтных работ мы должны освоить 977 млн. рублей. Это немало, хотя реальная потребность области в ремонте медучреждений в разы больше. К сожалению, по организационным причинам не все заявки прошли экспертизу Минздрава. Проблемы возникли со взрослой поликлиникой в Гаврилов-Яме, с детской в Тутаеве, с поликлиниками в Рыбинске и с некоторыми другими объектами. Теперь средства на них придётся изыскивать в областном бюджете.
– А как будут обстоять дела с упомянутой вами закупкой оборудования?
– 2 млрд. 184 млн. рублей федеральных и региональных средств будут затрачены на закупку медицинской техники. 110 объектов здравоохранения Ярославского региона должны в течение двух лет получить
3 тысячи единиц различного современного оборудования, планируется закупка 52 машин «скорой помощи» и многое-многое другое.
Минздрав уже утвердил список из 1,5 тысячи наименований. Причём каждая заявка будет проходить предварительную экспертизу в управлении по борьбе с экономическими преступлениями. Я считаю, что это абсолютно правильное решение. Более того, в конце марта экспертный совет федерального партийного социального проекта «Качество жизни. Здоровье» рекомендовал разработать систему так называемых средневзвешенных цен на медицинское оборудование с учётом особенностей регионов. Это позволит избежать рисков закупки как неоправданно дорогого, так и дешёвого, но некачественного товара.
– Не раз говорилось о том, что в рамках реализации программы модернизации здравоохранения будет повышаться заработная плата некоторым категориям медицинских работников. Осуществятся ли эти планы?
– Да. Так, например, медицинским работникам стационаров планируется за два года повысить заработную плату до 30 процентов. Зарплата специалистов и доходы медучреждений будут также тесно связаны с объёмами и разработанными федеральными и региональными стандартами предоставления медпомощи. Эти стандарты чётко, как законы, регламентируют алгоритмы лечения различных заболеваний и объёмы затрат.
Это тоже правильно. Дей-ствуя в данном направлении, мы можем максимально приблизиться к той системе контроля и финансирования медучреждений, которая успешно работает в европейских странах.
– Есть ли гарантия того, что всё задуманное будет доведено до конца?
– Я полностью уверен в реальности наших планов. Напомню, что проект «Качество жизни. Здоровье» как проект федерального значения начал разрабатываться благодаря поддержке Правительства России и лично премьер-министра В. Путина. Его имя, его авторитет во многом сегодня являются гарантами успешности этого проекта. Премьер лично контролирует его реализацию, и в своём недавнем отчёте он тоже немало внимания уделил именно вопросам здравоохранения.
Это, так сказать, политическая гарантия. Вторая гарантия – экономическая. Я имею в виду грамотно выстроенную на федеральном уровне схему финансирования программы. Мы чётко знаем, за счёт каких ресурсов она будет финансироваться.
– Мы поговорили пока только о двух направлениях работы: об укреплении материально-технической базы учреждений здравоохранения и о внедрении новых стандартов медицинского обслуживания. Но есть ещё и третья задача – информатизация медучреждений... Что планируется сделать в этом направлении?
– В этом вопросе ещё в прошлом году Минздравом было рекомендовано основной акцент сделать на пациентоориентированных технологиях. Прежде всего, будут компьютеризироваться регистратуры, вводиться запись к врачам через Интернет, что поможет бороться с очередями в больницах.
Фактически программа информатизации – это создание новой системы взаимодей-ствия больных и медучреждений. И, надо отдать должное областному департаменту здравоохранения, эта работа была начата заранее, ещё до поступления федеральных средств по проекту «Качество жизни». Я знаю, что в некоторые медучреждения (например, в детскую областную больницу) на приём к специалистам уже можно записаться через Интернет, и это действительно удобно.
– Серьёзное внимание при формировании проекта «Качество жизни» было уделено вопросам финансирования сельской медицины и, в частности, фельдшер-
ско-акушерских пунктов
(ФАПов). Не будут ли забыты их нужды?
– Ни в коем случае. Согласно требованиям правительства и Министерства здравоохранения, не менее 20 процентов финансирования программы модернизации регионального здравоохранения должно приходиться на сельскую медицину. В Ярославской области на эти цели предусмотрено выделить даже больше средств. Более того, департамент здравоохранения провёл огромную предварительную работу и добился того, то более 90 процентов ФАПов в регионе прошли лицензирование (в 2008 году лицензированных ФАПов было всего 10 процентов). Это серьёзный козырь в нашей работе, ведь речь идёт о распределении средств, и мы просто не имеем права направить деньги по «непроверенным адресам».
– Большое внимание сегодня по всей стране уделяется вопросам охраны материнства и детства. Учитываются ли они в проекте «Качество жизни»?
– Безусловно. Решение этих задач в последние годы характерно для здравоохранения Ярославской области. Нам даже не понадобилось вносить в свою программу серьёзных корректив после обнародо-
вания послания Президента
Д. Медведева, сделавшего акцент на необходимости уделять больше внимания вопросам воспитания и охраны здоровья будущих поколений, вопросам охраны материнства и детства. Согласно нашему региональному проекту, 28 процентов всех средств идёт именно на реализацию этих задач.
– Заметна ли в реализации проекта «Качество жизни» роль депутатов Ярославской областной Думы? Рассчитываете ли вы на их поддержку в дальнейшем?
– Да, безусловно. Роль депутатского корпуса в проекте важна. И большинство членов координационного совета проекта – депутаты областной Думы и к тому же многие из них – врачи. Они знают реальные нужды и потребности местных медучреждений и непосред-ственно работают с представительными выборными органами власти на местах, в муниципальных образованиях и поселениях. Я лично участвовал во многих поездках по районам, встречался с членами местных советов, разъяснял им всю важность проекта.
Роль депутатского корпуса в дальнейшем будет только возрастать. В ближайшее время главы муниципальных советов должны будут создать координационные советы на местах. Ведь с момента поступления первых целевых денежных средств мы вплотную переходим к следующему этапу – этапу контроля. И я большие надежды возлагаю именно на общественный контроль, к которому, по моему мнению, и должны присоединиться народные избранники.
– Сейчас много говорится об антикоррупционной составляющей проекта «Качест-во жизни». Поясните, о чём идёт речь?
– У меня нет никаких сомнений, что все средства (а это несколько миллиардов рублей) дойдут по назначению. Кроме общественного контроля предусмотрен ещё контроль партийный и государственный. Важнейший этап реализации программы как на федеральном, так и на региональном уровне – антикоррупционная экспертиза расходуемых средств и мониторинг их целевого использования. Не случайно в наш региональный координационный совет по реализации проекта «Качество жизни. Здоровье» кроме депутатов областной Думы вошли представители общественной палаты Ярославской области, делегаты объединённых проф-союзов, представители ФОМС, а также руководители управления по борьбе с коррупцией. Это люди, призванные не только помогать реализации проекта «Качество жизни», но и жёстко контролировать весь процесс освоения денег. Если этого будет недостаточно, мы в дальнейшем дополнительно будем привлекать правоохранительные органы и прокуратуру. Проект важен для нашего региона, а значит, и довести его до конца – дело каждого, кто может этому хоть как-то помочь.
– А каким образом прос-тые граждане смогут в дальнейшем узнать о ходе реализации проекта?
– Информационная открытость должна стать серьёзным подспорьем в деле реализации проекта «Качество жизни». В дальнейшем это прямая возможность получения своевременной и объективной информации о реализации нашей программы с мест. Пока финансирование проекта находилось, так сказать, в режиме ожидания, информационная работа по мере сил (а их, к сожалению, не так уж и много) велась за счёт средств регионального отделения партии «Единая Россия». Теперь этого недостаточно. В вопросе информации на данном этапе я серьёзно надеюсь на помощь руководителей медучреждений и представителей местных выборных органов власти, особенно на «единороссов». По моему мнению, информированность населения даст серьёзную отдачу и обеспечит нам поддержку граждан. Не случайно говорят: информирован, значит, вооружён.
_____________________________________
Владимир ГЕРАСИМОВ, депутат Ярославской областной Думы, главный врач областного госпиталя ветеранов войн
– Более 100 миллионов рублей получит наш госпиталь в результате реализации региональной программы модернизации здравоохранения. Такие поступления были бы невозможны, если бы эта программа не опиралась на финансовый фундамент, обеспеченный партийным социальным проектом «Качество жизни. Здоровье». Мы ждём нового оборудования, которое позволит специалистам более точно и дифференцированно диаг-ностировать заболевания наших пациентов. Нам это особенно необходимо. Ведь наши больные – пожилые люди, и правильная диагностика и лечение для них – это не просто вопрос сохранения здоровья. Порой это вопрос жизни.
Александр ДЕГТЯРЁВ, депутат Ярославской областной Думы, главный врач больницы им. Соловьёва
– Я работаю в области здравоохранения уже 45 лет, но таких больших финансовых вливаний не припомню. И если в нашей больнице современное оборудование всё-таки есть, то стены оставляют желать лучшего. О каких условиях для больных, о каких санитарных нормах можно говорить, когда в некоторых отделениях на 60 стационарных больных мы имеем всего один туалет. Да и в принципе все здания безнадёжно устарели. Так что финансирования мы ждём с нетерпением.
Что касается оборудования, то здесь я хотел бы отметить два момента. Первое: надо разработать и предусмотреть систему обучения и переподготовки кадров. Чтобы впредь не получалось так, как сейчас зачастую бывает, когда из-за недостатка знаний и умений медики не могут работать на современной технике с полной отдачей. Второй момент – сама система закупки оборудования по проекту. Я убеждён, что в этом процессе необходим не только финансовый контроль, но и контроль специалистов. Не помешают и обсуждения планов закупок на профильных комиссиях областной Думы, и слушания с привлечением медицинской общественности, и консультации медицинских работников... Я убеждён, что абсолютно все закупки нельзя производить централизованно, ведь никто (тем более неспециалисты) не застрахован от ошибок.
Александр ДЕГТЯРЁВ,
депутат Ярославской областной Думы,
главный врач больницы им. Соловьёва
– Я работаю в области здравоохранения уже 45 лет, но таких больших финансовых вливаний не припомню. И если в нашей больнице современное оборудование всё-таки есть, то стены оставляют желать лучшего. О каких условиях для больных, о каких санитарных нормах можно говорить, когда в некоторых отделениях на 60 стационарных больных мы имеем всего один туалет. Да и в принципе все здания безнадёжно устарели. Так что финансирования мы ждём с нетерпением.
Что касается оборудования, то здесь я хотел бы отметить два момента. Первое: надо разработать и предусмотреть систему обучения и переподготовки кадров. Чтобы впредь не получалось так, как сейчас зачастую бывает, когда из-за недостатка знаний и умений медики не могут работать на современной технике с полной отдачей. Второй момент – сама система закупки оборудования по проекту. Я убеждён, что в этом процессе необходим не только финансовый контроль, но и контроль специалистов. Не помешают и обсуждения планов закупок на профильных комиссиях областной Думы, и слушания с привлечением медицинской общественности, и консультации медицинских работников... Я убеждён, что абсолютно все закупки нельзя производить централизованно, ведь никто (тем более неспециалисты) не застрахован от ошибок