ЗА ГОД – В ЛИДЕРЫ
На прошлой неделе состоялось заседание областного координационного совета по государственно-частному партнёрству (ГЧП). Казалось бы, мероприятие регионального масштаба, но с докладами выступали представители организаций без преувеличения мирового уровня: ВЭБ (Внешэкономбанк), Ассоциации индустриальных парков России, ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), и даже ПРООН (Программа развития ООН). Все высокие гости отмечали резко возросшую роль Ярославской области в общем процессе налаживания работы по ГЧП во всей стране.
- Регионы России начали осознавать всю перспективность ГЧП, поняли, что ГЧП - реальный инструмент развития. В 34 регионах приняты местные законы о ГЧП, в 18 созданы специализированные центры, - сказал заместитель директора центра ГЧП ВЭБ Владимир Сидоров. – И несомненно, что за 2010 год Ярославская область стала лидером этого общероссийского процесса.
Ярославский закон о ГЧП, инициированный областным правительством, принят в декабре прошлого года. Причём не просто принят – на его реализацию в бюджете заложено 29 миллионов рублей. С тех пор сделано немало.
- Мы создали организационную и законодательную основу для широкомасштабного применения ГЧП как реального инструмента регионального развития, – сказал губернатор Сергей Вахруков. – Сформирован полномасштабный пул инвестиционных проектов. Но я предлагаю считать план, который мы сегодня обсуждаем и утверждаем, только программой-минимум. Несмотря на всю его весомость, перечень наших проектов – лишь часть большой работы, которую мы начнём в 2011 году. Если работа будет проведена правильно, то в обозримом будущем у нас появятся средства и на создание энергоэффективной экономики в области, и на газификацию, и на многое другое. ГЧП таит в себе большие возможности по решению множества наболевших вопросов. Например, я убеждён, что в течение приблизительно трёх лет удастся привлечь частные инвестиции в строительство новых детских садов, как это сделали наши соседи-вологжане. Мы используем их опыт и не станем повторять их ошибок! Перспективы есть, будем работать.
ЕСЛИ ЭТО МИНИМУМ, КАКОВ ЖЕ БУДЕТ МАКСИМУМ?
Смысл идеи ГЧП прост: государство в лице областного правительства создаёт условия для привлечения частных инвесторов к совместным проектам. Разумеется, чтобы частный инвестор пришёл в регион, ему нужно предложить чёткие, законодательно подтверждённые условия. И разработать такие условия - также дело правительства. Это ускоряет реализацию проекта, резко сокращает бюджетные расходы, позволяет в рамках законодательства обеспечить быстрое развитие за счёт смелых, амбициозных начинаний, которые в рамках бюджетных ограничений не были бы осуществлены очень и очень долго.
Примером удачного использования принципов ГЧП считается «старший брат» нашей «Туношны» – питерский аэропорт Пулково.
Пулково, потерявший в 90-е немногим меньше, чем региональная авиация в целом, то есть полуживой, два года назад приступил к детальной разработке сделки по проекту развития в духе ГЧП. Сегодня об этой схеме в теоретическом аспекте рассказывают студентам-экономистам, а в практическом – ставят в пример всем губернаторам России. Кстати, наша «Туношна», хотя по пассажиропотоку и не может равняться с Пулково, но по схеме проекта развития – родная сестра питерской «звезды ГЧП».
Какие ещё проекты, перечень которых Сергей Вахруков назвал «минимумом», показывают, что может принести ГЧП Ярославской области? «Минимум» довольно весомый.
Во-первых, заложены три индустриальных парка – в Новосёлках, Гаврилов-Яме, Тутаеве. В общей сложности они создадут более 5000 рабочих мест. Однако самое ценное – не первые успехи, а перспективы развития, которые принесут с собой новые резиденты (компании и предприятия, приходящие в новые индустриальные парки.) Число парков будет расти.
Второй весомый успех – животноводческий комплекс-многотысячник в селе Вощажникове Борисоглебского района.
Третий – запускаемый межрайонный проект модернизации системы водоснабжения и водоотведения сразу в 19 районах области.
Четвёртый – туристический комплекс «Золотое кольцо» под Переславлем, там уже сдана первая гостиница.
Пятый – надежда ярославского машиностроения – завод по производству 530-го двигателя. Кстати, он станет первым со времён распада СССР, вновь построенным не сборочным, а производящим заводом во всей системе отечественного машиностроения.
Шестой проект - программа построения в области энергоэффективной экономики, создание систем когенерации, новых генерирующих мощностей. Этим занимается уже неоднократно доказавшая свои надёжность и компетентность Ярославская генерирующая компания - предприятие, совсем недавно созданное областным правительством и уже ставшее мощным «магнитом» для миллиардных инвестиций.
От такого «минимума» может и голова закружиться, особенно если посмотреть на стоимость проектов. Например, водоотводящий проект – это примерно 7,9 миллиарда рублей, а когенерация – около 2,5 миллиарда.
Откуда такие деньги свалились вдруг?
ШЛЮЗЫ ОТКРЫТЫ!
И вовсе не «вдруг». Большинство перечисленных проектов поддерживает и финансово ведёт ВЭБ. Точнее, ВЭБ сначала оценивает саму идею, которую должна выдвинуть региональная власть. Затем эксперты банка просчитывают реальные возможности территории, предлагающей новую идею – землю, инфраструктуру, научный и кадровый потенциал, перспективы развития. ВЭБ, как и любой другой банк или институт развития, оказывает консалтинговые услуги, советует, направляет, присылает экспертов.
Насколько сложна предварительная стадия рождения «от идеи - к концепции, от концепции - к проекту», можно видеть на примере ярославского проекта модернизации системы водоснабжения и водоотведения. Качество питьевой воды – острейшая проблема нашей области. Из-за плохой воды страдают люди практически во всех районах. Но ни одна из районных программ не соответствует требованиям ВЭБа: они слишком маленькие, а ВЭБ по закону не имеет права финансировать проекты дешевле двух миллиардов! Если бы область не предложила идею создания общей, межрайонной программы, то вопрос о чистой воде так и завис бы в воздухе. Правда, сейчас предстоит сводить в единую систему легион собственников: одни ржавые сети - муниципальные, другие неработающие очистные принадлежат какому-то заводу... Но это уже текущая работа, о поддержке которой недвусмысленно заявили представители ВЭБа. Кстати, эту же программу консультативно поддержали эксперты ПРООН. Видно, международное сообщество тоже не против, чтобы мы жили долго и счастливо.
На вопрос, откуда такие деньги, ответ, кажется, получен. Второй вопрос - «а почему только сейчас» - тоже снимается просто. Получение инвестиций, которые ранее и представить было нельзя, стало возможным только после принятия региональных законов о ГЧП. Провинциальные депутаты, опередив коллег-федералов, «открыли шлюз». И туда, где местная власть умеет грамотно готовить проекты и обеспечивать условия их реализации, пошли деньги. Так, представители ЕБРР уже «вложились» в очистные сооружения Питера, построили терминал и реконструировали инфраструктуру Пулково, завод по переработке мусора в Янино, создали индустриальный парк под Калугой, кредитовали перестройку и обновление аэропортов в Тиране (Албания) и Скопье (Македония). Теперь ЕБРР заявляет о возможности и желании сотрудничать с Ярославской областью в сфере водоснабжения, водоотведения, отопления, строительстве мостов, дорог, парковочных комплексов, внедрении интеллектуальных систем управления дорожным движением и реконструкции «Туношны».
Отчасти такая активность Европейского банка обусловлена доверием к нам – есть положительный опыт финансирования модернизации инфраструктуры Ярославского водоканала. Поддержка возможна в форме кредитов концессионерам, участия в реализации проекта и распределении рисков, заключении долговременных (на 25 - 30 лет) соглашений между банком и областью. Осталось, как говорится, начать да кончить: предоставить выверенные, грамотные проекты. С другими инвесторы не работают.
В последние годы правительство Ярославской области доказало свою способность разрабатывать проекты высочайшего качества. До недавнего времени серьёзным тормозом были ограничения в правилах многих банков, да и федеральное законодательство запрещало кое-что. Банки не имели права финансировать проектную деятельность. А хороший проект стоит очень серьёзных денег. Правила же у разных финансовых институтов разные... Но лёд тронулся. В этом году ВЭБ создал специальный Фонд поддержки проектов развития по финансированию инфраструктурных проектов, пока на 2,9 миллиарда рублей. Первой в феврале этого года 900 миллионов получила задыхающаяся от внутреннего коллапса Москва, и есть все основания полагать, что следующие в очереди – мы.
МЕСТА ХВАТИТ ВСЕМ
ЕБРР, ПРООН, ВТБ, ВЭБ выражают активное желание сотрудничать с совершившей прорыв-2010 Ярославской областью. Пока самый активный наш партнёр – ВЭБ. Для нас очень важно, что ВЭБ - государственный банк и предпочитает программы, которые являются приоритетом государства, он вкладывается в крупные инфраструктурные проекты. Кроме того, ВЭБ умеет делать выгодные, с размахом предложения: например, провести на базе банка конкурс инвесторов, чтобы выбрать именно для Ярославской области самых лучших. По итогам заседания консультационного совета ВЭБ дал твёрдые подтверждения своей решимости финансировать ярославские проекты по энергоэффективности и водоснабжению.
А на перспективу ВЭБ согласен обсуждать и вовсе захватывающую идею: участие банка в проектах городского развития, не имеющих российских аналогов. Начиналось обсуждение с концепции создания известного «Ярославль-сити», а сейчас вышло на мысль о создании городской агломерации по примеру западных, с центром в Ярославле. Предполагается, что мощная суперсовременная транспортная инфраструктура свяжет воедино Ярославль, Рыбинск, Тутаев, аэропорт «Туношна». Все участники агломерации будут развиваться как отдельные зоны, но в постоянной связи друг с другом.
- Интересная и достаточно новая для России тема, хотим посмотреть, попробовать, – сказал заместитель губернатора Игорь Елфимов. - Первых договорённостей с ВЭБом мы достигли, дальше можем двигаться. Мы вместе с Москвой претендуем на то, чтобы часть наших инфраструктурных проблем Фонд поддержки проектов развития ВЭБа поизучал и выдал бы некие проекты, которые потом можно либо продавать, либо реализовать вместе с самим ВЭБом.
Однако столь тесное и плодотворное сотрудничество с ВЭБом не отменяет творческого подхода и конкуренции. Так, в ходе заседания консультационного совета Сергей Вахруков открыто сказал представителю ВЭБа: не исключено, что некоторые из программ по энергоэффективности будет поддерживать «Газпромбанк», его условия для области выгоднее из–за более быстрого рассмотрения газпромовцами документов. Казалось бы, в условиях жёсткой российской конкуренции заявление неприятное, но никто не обиделся. Бизнес есть бизнес. А места в Ярославской области всем хватит – планы у нас теперь большие.
Внешэкономбанк создал специальный Фонд поддержки проектов развития по финансированию инфраструктурных проектов. Первой 900 миллионов рублей из этого фонда получила в феврале нынешнего года Москва. Следующая в очереди - Ярославская область.