четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 28 мая 2005

Во дни торжеств и бед народных

Четыреста лет назад, 13 апреля 1605 года, плотно пообедав, скончался царь Борис Годунов. Эта круглая дата, важная не только для отечественной, но и для ярославской истории, осталась практически не замеченной.

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Ученой общественности об этой дате напомнила Наталья Каровская, кандидат культурологии, член Союза композиторов РФ, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Выступая недавно в пед­университете, она рассказала о своих исследованиях той эпохи и об удивительных выводах, к которым она пришла.

История, как известно, накрепко связала имя царя Бориса с гибелью в Угличе царевича Димитрия. Можно ли сегодня сказать что-то новое об этой трагедии, таинственной с самого начала, окруженной множеством версий и так и не разгаданной ни современниками, ни потомками? Как ни фантастично, но Каровской это удалось.

В Угличском кремле к моменту этих страшных событий, напоминает она, было два собора – Константина и Елены, где молились только члены царской фамилии, и Спасо-Преображенский. История сохранила имена звонарей. В соборе Константина и Елены это был Федот Огурец, звонарь, псаломщик и священник одновременно.

Известно, что когда случилось несчастье, мать Димитрия приказала бить в колокола. Приказание передали Огурцу. Тот побежал, но почему-то не к своему храму, а в Спасо-Преображенский собор. Припер дверь, чтобы никто не помешал, и принялся звонить в набатный колокол. Все это потом было зафиксировано документально в следственном деле.

Вместе с 30 тысячами угличан и наказанными в связи с угличскими событиями москвичами (всем им отрезали уши, они были биты батогами и сосланы) кара постигла и колокол. Ему отрубили ухо, вырвали язык, спилили с него часть изображения креста и тоже отправили в места отдаленные. Ссыльные угличане, как было велено, несли его на себе. Сегодня тот колокол, возвращенный из Тобольска, можно увидеть в церкви Димитрия «на крови».

Наталью Каровскую заинтересовало, почему Федот Огурец зазвонил не в «свой», а в другой колокол? И почему имя звонаря потом ни в каких документах больше не фигурирует и судьба его как бы совершенно не интересует ни представителей власти, ни местных летописцев, а все внимание отдается колоколу?

Когда появилась наука колокология, рассуждает она, музыковеды стали заниматься церковными колоколами. Но стоит вспомнить, что одновременно в старину существовали и гражданские – набатные и вечевые – колокола. Как правило, их никогда не смешивали с теми, которые считались «гласом божьим».

– Мне хотелось доказать, что вечевые, набатные колокола были, в отличие от церковных, гласом народа, «гласом воли» и именно так воспринимались и самими жителями, и властями.

Они вывешивались на особой звоннице, их звук означал тревогу, оповещал о событиях общественно важных, требующих всеобщего участия. Набатные – о пожарах, других несчастьях. Вечевые – о сходках, народных собраниях (вечевой, кстати, в наших краях был лишь в Ростове, хотя веча там не было, – он созывал народ на Успенскую площадь). Гражданские колокола можно считать, таким образом, голосом города, неразрывно связанным с самим фактом его существования. Именно поэтому угличане и стремились его вернуть.

Подобное было не только здесь. Наталья Каровская приводит в пример сказания о великом плаче Пскова, Новгорода, Твери. Лишиться вечевого колокола было равносильно потере имени, потере воли, свободы самовыражения. А победители, соответственно, стремились этот «глас воли» заглушить, вызывая подчас совершенно обратную реакцию.

Слух о последствиях углич­ской драмы отозвался по всей Руси таким эхом, что отзвуки, как это ни поразительно, можно услышать до сих пор. Недавно, рассказывает исследовательница, ей попался документ, свидетельствующий о том, что жители Сольвычегодска почему-то считали, что «настоящий» углич­ский колокол оказался в свое время у них. Ему приписывали чудесную силу. Существовал обычай омывать этот колокол и давать полученную воду больным детям как лекарство.

Колокол – не только музыкальный инструмент, живущий на Руси уже тысячу лет. Колокол – политический символ. Известно, что колокола из городов, присоединенных к Московскому государству, сначала вывешивались на колокольне Ивана Великого, а потом шли на переплавку. В Царь-колоколе, например, точно есть металл новгородского вечевого колокола.

Так что дело действительно не в Федоте. Угличский набат был голосом воли, который всегда считался опасным для властей – еще со времен царя Бориса.

Читайте также
  • 11.12.2012 Колокола для лавры Десять колоколов, отлитых для Александро-Нев­ской лавры на колокололитейном заводе Владимира Шувалова в Тутаеве, в день памяти святого благоверного
  • 24.11.2012 Юбилейный колокол для Романовских торжеств В Тутаеве на колокололитейном заводе Николая Шувалова продолжаются работы по отливке юбилейного тысячепудового колокола для московского Новоспасского ставропигиального монастыря.
  • 25.09.2012 Колокол получил подмогу К престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы на трёхъярусную колокольню храма в селе Вощажникове Борисоглеб­ского района установлен и освящён
  • 19.09.2012 Его судьба: звонить во все колоколаВладимир Марьянович Петровский – удивительнейший человек: пермяк по рождению, архангелогородец – по месту жительства, он стал своим, родным
  • 18.06.2012 По Волго-Балту через Ярославль везут чудо-колокол20 июня по Волге по территории Ярославской области проплывёт гигантский Соборный колокол – третий по величине в мире. Его везут водным путём из Санкт-Петербурга
  • 04.04.2012 Романовский колокол Тысячепудовый колокол в честь 400-летия дома Романовых (оно отмечается в 2013 году) будет отлит на колокололитейном заводе Николая Шувалова в Тутаеве.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают