Как и Ярославль, Казань начали готовить к празднованию более чем за пять лет до юбилея. И уже сделали столько, что у президента Татарстана Минтимера Шаймиева впору брать мастер-классы. При всей особости и богатстве этой республики, а также постоянных амбициях объявить о своей независимости, что вызывает естественное желание Москвы купить Казань особым статусом или громадной финансовой поддержкой из федерального бюджета, упорное стремление татарского руководства осуществить задуманные планы достойны уважения.
Не случайно в прошлом году в Казань за опытом ездили губернатор Анатолий Лисицын и мэр Ярославля Виктор Волончунас вместе со своими командами. Чуть погодя журналист «Северного края» при поддержке администрации области был направлен в мини-экспедицию в Татарию, чтобы своими глазами увидеть, как Казань готовят к 1000-летию.
Казань состарили монеты
Юбилеи городов – штука условная. Даты подбирают хоть и с оглядкой на исторические упоминания, но все же под какие-то текущие политические цели. С Казанью было именно так. Городу еще в 70-х годах прошлого века не давали и 500 лет, какое там тысячелетие! Научный спор о дате его основания тянется более ста лет. Первый раз 500-летие Казани пробовал отметить еще городской голова Сергей Дьяченко в 1894 году. Тогда его инициативу не поддержали историки Казанского университета. В 1977 году группа историков во главе с археологом Альфредом Халиковым предложила Татарскому обкому согласовать с Москвой дату – 800-летие Казани. Многим казалось, что дело решенное, в киосках даже начали продавать значки «Казань – 800 лет». Но Москва отказала: «60-летие Октября на носу, кроме того, что ж получается: Москва младше Казани?» В заключении Академии наук СССР было написано: «Недостаточно аргументов...»
Господство русских после кровавого взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году многие современные татары с обостренным национальным самосознанием воспринимают как оккупацию. До этого времени, мол, существовала великая татарская цивилизация, а потом пришли русские и ее уничтожили. Поэтому распад СССР и конец страны Советов в Татарии восприняли с особым подъемом национального духа и оценивали не иначе как начало восстановления татарской государственности. Археологи и историки сразу углубились в историю Казани.
В 1994 году в кремле начались масштабные раскопки и исследования, которые не прекращаются и по сей день. В конце лета 1997 года на раскопках начались чудеса. Сначала нашли чешский динарий X века (его изучение позволило сделать чешским исследователям сенсационное открытие: монеты на их родине начали чеканить на столетие раньше, чем это было зафиксировано в истории). Затем откопали половинку серебряного дирхема эпохи Саманидов. Обе монеты были обнаружены в до-монгольском, так называемом булгарском культурном слое. Одновременно поиски упоминаний о Казани в 62 библиотеках и архивах, в том числе в 46 зарубежных, вскрыли новые пласты истории. Все вместе накопали столько, что хватило для признания учеными 1000-летнего возраста Казани.
На город потрудились все
Борис Ельцин, всегда благоволивший Казани (вернее, задабривающий татар, сдерживая их порывы стать независимым государством), подписал указ о праздновании 1000-летия столицы и предоставил «особые условия» властям Татарстана для подготовки к юбилею. В частности, он позволил обложить весь бизнес особым региональным налогом, по-ступления от которого собирались в специальный фонд расселения ветхого жилья.
Подобные отношения с Татарией сохранил и преемник первого Президента России Владимир Путин. Он лично возглавил оргкомитет по подготовке к 1000-летию Казани и объявил, что это событие должно войти в мировую историю. Президент республики Минтимер Шаймиев прекрасно понимал, что под гул славного юбилея можно решить ряд застарелых проблем, которые без этого вряд ли бы сдвинулись с мертвой точки. Во-первых, расселить ветхое жилье не только в Казани, но и по всей республике. В целом это решало проблемы 49 тысяч семей.
Во-вторых, построить метро в городе-«миллионере», узкие старые улицы которого в центральной части давно задыхаются от транспортных пробок. В-третьих, привести в порядок, реконструировать и отреставрировать самые известные исторические памятники, в частности, кремль, Казан-ский университет, Татарский государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля и многие другие. В-четвертых, воссоздать символ татарской государственности и ислама и построить на территории кремля самую большую в республике мечеть, а также реконструировать почти все действующие мечети города.
Народ тоже не должен оставаться в стороне. Мэрия города придумала направления для народного творчества: «1000-летию Казани – 1000 добрых дел», «Юбилею Казани – наш трудовой подарок», «1000 единиц продукции – к 1000-летию Казани», «Казан-ская семья – 1000 часов добровольного труда» и т. д.
Идеология празднования более чем конкретна. Как сказал нашей газете Минтимер Шаймиев, «цель – чтобы 1000-летие города ощутил каждый житель республики и Казани. Не только в форме праздничных мероприятий, но и в изменившемся облике города, более комфортных условиях жизни».
Сколько стоит юбилей?
Правительство России приняло федеральную целевую программу подготовки к празднованию 1000-летия Казани, по которой общее финансирование всех мероприятий оценивается в 53,7 млрд. рублей. Из них федеральный бюджет должен дать 7,7 миллиарда, бюджет Татарстана – 20, бюджет Казани – шесть. Из внебюджетных источников ожидается еще около 20 млрд. рублей. Как всегда, на все задуманное денег собрать не получилось, поэтому по ходу подготовки было решено выделить ключевые работы: строительство метро, реконструкция и реставрация основных исторических памятников и ряд других.
Одна линия метро из пяти станций потянула на 14 млрд. рублей, но, несмотря на это и постоянные угрозы срыва строительства, федеральный центр согласился наполовину профинансировать проект (вероятно, к юбилею города будут сданы не все станции подземки). Нам удалось увидеть это разрезание чрева земли в действии. Строительство «Кремлевской» станции метро в Казани велось в 500 метрах от входа в кремль. Это был огромный, глубокий котлован, сверху закрытый толстенными трубами, на дне которого на рельсах стояли проходческие машины. В разных концах города на прокладке тоннелей и строительстве станций было занято около 1200 человек постоянных рабочих и полторы тысячи наемников.
К юбилею планируется сдать пять станций, 8 км путей, а также метро-депо. Ветка свяжет спальные районы с центром города. На строительстве работает сразу восемь проходческих машин. «Такой динамики не было ни в одном городе», – с гордостью отмечают казанцы. Хоть и не все местные жители верят в необходимость воплощения этой дорогущей затеи, но вряд ли кто из них откажется после пуска метро за 12 – 15 минут добираться в центр города с его окраины, на что раньше требовалось потратить почти час.
* * *
(Окончание в следующем номере.)