– Анатолий Иванович, население трижды избирало вас губернатором области. Почему вы выступаете за институт фактического назначения глав регионов?
– Во-первых, этот вопрос сегодня не может быть предметом дискуссий. Он решен в рамках всей России и закреплен в федеральном законодательстве. В большинстве регионов депутаты внесли изменения в свои уставы, а кое-где народные избранники уже утвердили новых глав регионов.
Система назначения глав регионов, предложенная президентом Путиным, позволит укрепить единство государственной власти в России и даст возможность более четкого контроля за работой руководителя субъекта Федерации со стороны как местных законодателей, так и федеральной власти, повысит эффективность работы государства по решению социально-экономических проблем.
Для нашей страны, в которой сейчас происходят масштабные преобразования в большинстве сфер жизни общества, институт назначения глав регионов и контроль за их деятельностью со стороны президента является крайне необходимой мерой. Я на протяжении последних пяти лет последовательно выступаю за переход к назначению губернаторов, поскольку не всегда избиратели делают выбор в пользу грамотных руководителей-хозяйственников, а могут поддержать и популиста. В итоге вертикаль власти в регионах не выстраивается.
Избираемый населением губернатор не всегда способен принимать действенные, но непопулярные решения в области экономики, поскольку понимает, что возможность усидеть в этом кресле зависит от воли избирателей, и начинает им во всем подыгрывать. А назначенный губернатор-менеджер будет исполнять только свои обязанности, он свободен в выборе возможности работать на перспективу, на стратегическое развитие региона, что очень важно в условиях нестабильной экономики.
– Как вы относитесь к предложению ряда депутатов областной Думы не вносить изменения в устав области, чтобы генеральный прокурор РФ обжаловал их решение в Конституционном суде РФ?
– Политика не должна становиться средством для политических игр, зачастую связанных с желанием привлечь внимание СМИ к своей персоне. Отказ вносить поправки в устав приведет к тому, что к законодательному органу власти будут применяться меры прокурорского реагирования. Кроме того, выступление против государственной политики и федеральной власти с демаршами ни к чему хорошему привести не может и не принесет пользы как Ярославской области, так и самим народным избранникам.
Моя работа на протяжении многих лет не дает повода обвинить меня в заискивании перед федеральным центром. Я спорил и впредь намерен спорить с представителями центра по ключевым экономическим вопросам, но лишь в тех случаях, когда это приносит результат для Ярославской области и ее жителей. Бессмысленные политические демарши я себе никогда не позволял, думая в первую очередь не о своей репутации, а о судьбе региона.
Некоторые законодатели опасаются возможности роспуска облдумы, прописанной в новой процедуре утверждения губернатора. Среди депутатов уже появилось мнение, что если мы не изменим устав, то и распустить нас федеральная власть не сможет. Это не совсем корректные утверждения. В России уже действуют правовые нормы, по которым законодательный орган власти субъекта Федерации в случае принятия решений в нарушение федерального законодательства может быть распущен. Есть соответствующая процедура. И я бы не хотел, чтобы из-за действий пары-тройки недовольных депутатов она была применена в отношении Ярославской областной думы.
//Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.