Имя его для храма выбрано не случайно. Семь лет возглавлял владыка Тихон Ярославскую епархию, и когда в 1914 году Святейший синод перевел его в другую, ярославцы плакали о своем пастыре. Память о себе он оставил прекрасную, и горожане даже избрали его почетным гражданином Ярославля, отдавая тем самым земную честь Святейшему.
Возгореться же небесному его прославлению суждено было позже. И вот теперь святитель Тихон возвращается в Ярославль, чтобы в сонме других ярославских святых, как говорят люди верующие, быть покровителем города Там, в Мире Горнем.
Строится храм в Брагине, районе, выросшем, что называется, в чистом поле. Когда-то местами этими мог проезжать владыка, направляясь в Романов-Борисоглебск или в соседние с Брагином церковные приходы села Курилова и Норской слободы. Храмы здесь стоят и поныне, некоторые почти не закрывались и в советские годы, так что первые новоселы Дзержинского района из числа верующих еще к ним тропинки протоптали. О своем же храме никто из них и не мечтал, не те были времена.
О том, как, каким образом произошло в нашей жизни то, что произошло – по сути новая христианизация Руси, можно только сокровенно догадываться. Однако вот появились и в Брагине сначала часовенка храма Святой Троицы из Норского, потом временная церквушка, устроенная в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А теперь и о контурах будущего собора Святителя Тихона вполне реально можно судить по готовому уже для него фундаменту.
Cтроится храм, как и в старину, всем миром, и потому не так быстро, как хотелось бы отцу Михаилу, настоятелю храма Святителя Тихона, и прихожанам. По копеечке, по рублику, по сотенке, кто сколько может, собирают на него брагинцы, вкладывая деньги в так называемые «кружки», устроенные в действующей церкви «Нечаянная Радость». Но каковы нынче эти народные сборы, когда все только растет в цене! Да и живет здесь народ не самый богатый. Прихожане и настоятель мечтают о более солидной денежной помощи, ищут ее и, конечно, молятся об устроении затеянного ими великого и значимого дела. Похоже, перемены к лучшему все-таки наметились. Недавно состоялось совещание у мэра города, на котором В. В. Волончунас обещал взять стройку под свою опеку и к 1000-летию города завершить ее.
Но, даже узнав об этом, прихожане не успокаиваются. Вот и с первыми теплыми днями, как только стаял снег, потянулись на стройку. Работа здесь всегда найдется, говорит отец Михаил, показывая на пожилых прихожанок в рабочей одежде.
– Их вот и жалеешь, не зовешь подчас на субботник, а они сами приходят, рвутся к труду, – с ласковой улыбкой поясняет он.
Конечно, приходят на церковные субботники и мужчины, молодежь, которых немало среди местных прихожан. Но если устраивается субботник в будни, то основная рабочая сила – они, бабушки. В прошлом году вручную перетаскали в котлован на носилках и в ведрах весь бетон на заливку фундамента. Уж больно, говорят, хочется воочию новый храм увидеть.
Пока же видеть, каким он будет, может разве что сам отец Михаил. Вот что он рассказывает:
– Высота храма – 47 метров. Он будет еще на небольшой искусственной возвышенности и это станет самым высоким и самым красивым зданием в Дзержинском районе. Семь куполов, крытых золотом или материалом под него. Белые стены с высокими, узкими окнами... По облику – легкоузнаваемый православный храм во владимиро-суздальском стиле, еще домонгольском... Вмещать он сможет полторы тысячи человек.
Неудивительно, что батюшка так зримо описывает будущий храм. Ведь по первой своей профессии он архитектор. К тому же один из соавторов проекта. Главным же архитектором стал переславец Вячеслав Николаевич Ижиков, по чьим проектам построен уже не один православный храм, в том числе и главный собор в Никольском монастыре Переславля-Залесского. Опыт, помноженный на душевное рвение молодого священника, и тут, можно надеяться, принесет достойные плоды, считают в Ярославской епархии. Уже сейчас в планах отца Михаила работы предстоящего сезона. Если все сложится как надо, займемся бетонированием цокольного этажа, говорит он.
А пока брагинские прихожане во главе с настоятелем храма готовятся к Пасхе – самому великому для православных христиан церковному празднику. Он, как символ возрождения жизни, обретает нынче и для всех нас все больший духовный, а не только обрядовый смысл. Строящиеся храмы в недавно поголовно атеистической стране, хочется верить, тому свидетельство.