И если прокат интересен в большей мере для туристов, которыми каждое лето, особенно в выходные дни, густо усеяны окрестности Диево-Городища, то стоянка не помешает и местным жителям, ведь многие из них имеют рыбацкие посудины. Порой весьма неплохо оснащенные. Причаливая к берегу и отправляясь домой, рыбаки не оставляют в лодке ничего, что может украсть лихой прохожий. Все несут домой, включая весла и мотор. Но и на пустую лодку, оставленную без присмотра, могут позариться. Гораздо спокойнее рыбаку, если бы за имуществом кто-нибудь присматривал. Тем более что и плату с местных яхт-клуб, скорее всего, взимать не будет.
Впрочем, по словам одного из учредителей диево-городищенского яхт-клуба, известного в Некрасовском районе предпринимателя Евгения Куртынова, трения с селянами возникли вовсе не на почве обсуждения льгот для «аборигенов». Просто диевогородищенцы как-то не очень любят тех, кто стремится нарушить патриархальность их деревенского быта, а потому, не чуждые законодательным новациям, пользуются правом, предоставленным им Градостроительным кодексом РФ, и не дают разрешения на строительство яхт-клуба. Пока идут переговоры…
А ведь огромную пользу они могут извлечь от увеличения туристского потока в Диево-Городище. Взять, к примеру, скотину, которую здесь многие держат. Туристы – это же рынок сбыта животноводческой продукции. Шашлыки делают все, но не всем хочется везти мясо из города. А если бы и те, кто везет, знали, что можно не напрягаться, а купить все на месте? Селянам, наоборот, не пришлось бы увеличивать накладные расходы, связанные с реализацией товара, с необходимостью везти его на город-ские рынки.
Владельцы белоснежных парусных судов – они, конечно, не абрамовичи, но люди все-таки небедные. Без особого напряжения способны потратиться на благоустрой-ство села. И не благотворительности ради (хотя и ее они не чужды, но об этом ниже), а просто потому, что неинтересно им приезжать сюда на дорогих авто по разбитым до-рогам.
Не будем расписывать «перспективы» превращения Диево-Городища в Нью-Васюки. Хотя бы потому, что предложения по улучшению местной жизни исходят вовсе не от заезжих авантюристов, займутся им люди, здесь живущие и работающие, здесь же желающие и отдыхать.
Более того, идею поддер-живает администрация Некрасовского муниципального округа. Евгений Куртынов является председателем общественного совета по малому предпринимательству при главе округа. И пользуется заслуженным доверием власти.
Собственно, что значит доверие власти? Чиновники, они ведь обязаны о простом народе, о населении подведом-ственной территории печься. Какое им дело до предпринимателей и их задумок?
Заведующая отделом инвестиций, экономического развития и потребительского рынка администрации Некрасовского МО Татьяна Макарова легко все объяснила. Ведь появление каждой фирмы, начинающей свой бизнес на территории муниципального округа, означает создание здесь новых рабочих мест. Крупные предприятия, существующие с советской эпохи, увы, лишь сокращают число занятых. А колхозы хоть и не увольняют никого, но и зар-платой не радуют.
Куда податься бедному крестьянину? Только в малый бизнес. Кто-то простым наемным тружеником устроится, а кому-то хватит сил и собственное дело открыть.
Потому и помогает местная власть развитию предпринимательства. Но не только по-этому. То же упомянутое благоустройство, на которое у власти всегда не хватает денег. А вот открыл, допустим, предприниматель магазин в деревне. Например, Куртынов в Грешневе. Магазин большой, рассчитанный не только на постоянных жителей этой пусть и довольно крупной деревни. И не только на дачников, еще более увеличивающих летом ее население. Но и на проезжих – Грешнево стоит на дороге, ведущей в Рыбницы и Красный Профинтерн. А вот места для торговой точки прямо на обочине дороги не нашлось. То, что получилось в итоге, не могло не порадовать жителей деревни. Хозяин вновь построенного магазина проложил дорогу от трассы вглубь поселения, к магазину, заасфальтировал площадь перед ним. Теперь это и стоянка для подъезжающих к магазину автомобилей, и мини-рынок для желающих продать кринку молока либо пучок редиски, и место для прогулок селян, где вовсе не нужно ходить в сапогах. Люди довольны.
А уж как чиновники рады! Можно отрапортовать об успехах в сельском благоустрой-стве, не потратив на это ни копейки бюджетных средств.
При этом в Грешневе по-явилось 10 новых рабочих мест. А слава об ассортименте магазина пошла по всей заволжской части Некрасовского района. Там ведь даже коньяк «Хеннеси» стоит! И покупают. По пути, а то и крюк небольшой специально делают...
Вообще-то главной причиной «любви» властей к предпринимателям являются – или хотя бы должны являться – налоги, которые они платят. Чем более развит бизнес, тем больше с него налоги, тем весомей прибавка в бюджет.
А будут день-ги в бюджете, распоряжающиеся им органы власти найдут, куда их потратить – хоть на то же благоустройство, хоть на социальные нужды... Сейчас, однако, в бюджет муниципального округа попадают лишь половина подоходного налога, налоги на землю и на имущество физических лиц. Все основные налоги с оборота уходят в Москву и отчасти в Ярославль. Лишь 10 процентов доходной части бюджета Некрасовского МО составляют поступления от малого бизнеса.
Положение должно улучшиться с началом 2006 года, когда вся сумма единого налога на вмененный доход, на который все активнее переводятся ЧП и АО, попадающие в разряд малых предприятий, будет оставаться в районном бюджете. Поэтому у властей прямой интерес заранее подготовить базу грядущей финансовой независимости от дотаций сверху.
Но и это не все. Власть должна добиться, чтобы на любую услугу и любой товар житель подведомственной территории мог рассчитывать в непосредственной близости от своего дома. Рыночная экономика (которая, как считается, сама все это способна урегулировать) рыночной экономикой, но иногда предпринимателю и подсказать невредно.
Администрация Некрасовского МО совместно с предпринимательским советом отслеживает наличие незанятых ниш в рынке, ищет бизнесменов, способных занять ее. Помогает на первых порах. Например, плохо в райцентре было с парикмахерскими. Ну не то чтобы совсем плохо, а просто не доверяли местным цирюльникам некрасовские красавицы свои головы, ездили в областной центр.
Был организован мастер-класс. Для проведения его выписали виртуозов аж из Москвы. Те приехали с соб-ственными манекенщицами. Впрочем, не погнушались и добровольцами из зрительного зала. А несколько рабочих мест было отдано тем, кто пожелал помериться силами со столичными асами. Поражение их было неизбежным. Но оно подняло боевой дух, породило желание совершен-ствоваться и у некрасовских парик-махеров.
Может, кто-то скажет, что стрижка – не жизненная необходимость. А компьютерные клубы, которые появились в Некрасовском лишь два года назад? Кому они нужны? Родителям! Детишки-школьники за неимением модного развлечения поблизости повадились ездить в Ярославль. Мамам-папам одни переживания. По инициативе чиновников был созван совет по предпринимательству. Обсудили острую социально-экономическую проблему. Кинули клич в предпринимательские массы. Для заинтересовавшихся провели семинар в Рыбинске. Теперь родители знают, где пропадают вечерами их компьютерные гении, а предприниматели зарабатывают деньги. Причем эти деньги остаются в районе, а не вывозятся пусть даже и в Ярославль, а значит, будут вновь пущены в оборот здесь же, приведут к дальнейшему насыщению рынка услуг и товаров.
Но самая насущная потребность, конечно же, хлеб. Некрасовский хлебозавод разорился и прекратил выпуск буханок и батонов еще в середине 90-х. Привела к этому конкуренция с более дешевым товаром из Ярославля и Костромы. Он же и не дал пустовать нише в рынке. Хлеб у народа есть. Голова по этому поводу у власти не болит. Имеются, правда, у чиновников задумки привести инвестора с суперсовременными технологиями и отвоевать рынок или часть его. Ведутся кое-какие переговоры. Но это пока не первоочередная задача.
С гордостью Татьяна Макарова рассказала о другом. Одна из зарегистрировавшихся в районе фирм купила здание хлебозавода и захотела организовать производство печенья. А всем известно, сколько согласований требуется пройти, прежде чем начать производство продуктов питания. Уходят месяцы и годы! Некоторые не выдерживают и бросают начатое...
Отдел, возглавляемый госпожой Макаровой, реализовал идею, которую в России знают все, но никто и никогда еще ей, кажется, не следовал. В германских органах власти существует специальная должность чиновника-лоцмана. Предприниматель, затевающий новый проект, сдает ему весь пакет требующихся для открытия бизнеса документов и не бегает по согласующим инстанциям – пожарные, санитарный надзор и т. д. и т. п. Этот чиновник проверяет соответствие представленных документов законодательным требованиям и далее сам защищает их в инстанциях. И сотрудники оных не будут придираться к чиновнику, не станут вымарщивать с него взятку – бесполезно, да и опасно.
В Некрасовском сделали так же. Поручили согласование документов на открывающийся цех печенья одному из сотрудников отдела экономического развития. Всего через два дня цех мог приступать к работе!
Этот пример показывает взаимную пользу от общения чиновников и бизнесменов в рамках общественного совета по малому предприниматель-ству при главе Некрасовского МО, который, как видно, не напрасно в прошлом и поза-прошлом годах признавался лучшим в Ярославской области. По словам председателя совета Евгения Куртынова, польза определяется еще и личными качествами районного главы Александра Чудайкина. Если вопрос выходит за пределы компетенции Татьяны Макаровой, представляющей администрацию в текущих контактах с предпринимателями, то им не составит никакого труда получить аудиенцию у Чудайкина.
И предприниматели, как уже сказано, небезразличны к нуждам и чаяниям власти, представляющей интересы местного населения. Откликаются на все просьбы. Совсем недавно открыт в Сбербанке счет специального внебюджетного фонда. Вносят, кто сколько может (и 300 рублей, и 1500), деньги на ремонт и реставрацию памятников героям Великой Отечественной войны, которые стоят в каждом крупном селе. В год 60-летия Победы это актуально.
Детские и ветеранские праздники не проходят без стола, накрытого предпринимателями, и подарков, подготовленных ими.
Явной благотворительностью можно считать и частные автолавки, разъезжающие по глухим деревушкам района. Потребкооперация давно оставила этот бизнес. Не только потому, что такая торговля убыточна: дороги, ведущие туда, бывают непроезжими по полгода. А торговцы, имеющие бизнес в больших селах и родственников или просто знакомых в деревнях, не афишируя свои деяния, нанимают бульдозер, расчищают снежные завалы и везут продукты старикам, не желающим уезжать с той земли, где прошла вся их жизнь. И, как встарь, продают по незавышенным ценам, принимают заказы на то, что надо привезти в следующий раз...