ТРАМВАЙ – НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ
Только после полуторачасовой дискуссии муниципалитет принял комплексную целевую программу «Развитие электрического транспорта в Ярославле на 2005 – 2007 и на период до 2010 года». Документ предусматривает ликвидацию трамвайных путей в центре города – на улицах Победы, Чайковского, части Большой Октябрьской.
На ремонт путей и закупку новых трамваев планируется потратить почти 1,5 млрд. рублей. Большую часть денег (1 миллиард 214 миллионов) на модернизацию трамвайного хозяйства решено получить за счет продажи на аукционе права на аренду земли на территории, ныне занимаемой трамвайным и троллейбусным депо в центре Ярославля. По словам мэра Ярославля Виктора Волончунаса, уже есть желающие построить в квартале между улицами Свободы, Победы и Пушкина элитные дома.
По расчетам чиновников, в бюджет должно поступить примерно 500 долларов за квадратный метр будущей жилой площади. Однако депутат Илья Осипов усомнился, что мэрии удастся получить всю планируемую сумму.
– Я разговаривал со строителями, они готовы заплатить в два раза меньше. В таком случае на модернизацию трамвайного хозяйства будут направлены средства адресной инвестпрограммы, а остальные стройки в Ярославле просто остановятся, – опасается Осипов.
– Да, есть сомнения, что мы выручим именно 1,2 млрд. рублей. Но реально получим ненамного меньше. Сейчас элитное жилье строится в центре Ярославля за 1 тыс. долларов за квадратный метр, а продается за 2 тысячи. Можно прогнозировать только дальнейший рост цен на квартиры, – успокоил Виктор Волончунас.
Однако депутаты не унимались. Игорь Блохин, например, вообще заявил, что обсуждаемую программу принимать преждевременно. Народный избранник считает, что основная ее идея – убрать самый экологически чистый и наиболее вместительный вид транспорта из центра города – ошибочна. Надо подождать, пока будет разработана новая транспортная схема города. Блохин, похоже, озвучил позицию уволенных мэром за несогласие с реформой руководителей МУП «Яргорэлектротранс».
– То, что вместо новых трамвайных на улице Чкалова кладут старые железнодорожные рельсы, вообще абсурд. Если муниципалитет все-таки одобрит разработанный мэрией документ, то предлагаю назвать его программой «спасения остатков городского электротранспорта путем сокращения рельсов и выноса баз из центра города», – предложил Блохин.
– У нас просто нет времени откладывать начало модернизации. Я предлагаю не утилизировать трамвай, а поставить его на новые, современные рельсы. Кстати, уже более 30 лет на Ленинградском проспекте трамваи ходят по железнодорожным рельсам, – пояснил Виктор Волончунас.
В итоге муниципалитет Ярославля одобрил программу развития электротранспорта в варианте мэрии без каких-либо депутатских поправок.
НАЛОГИ РАСТУТ
Городские депутаты утвердили ставки сразу трех местных налогов на 2006 год. Меньше всего изменений по налогу на имущество физических лиц. Он по-прежнему будет взиматься с инвентаризационной стоимости недвижимости. Ставки практически не меняются. Единственное исключение – с 0,1 до 0,15 процента выросла ставка налога для владельцев жилых помещений и гаражей стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей. Точная сумма налога, который будут платить собственники, пока неизвестна – инвентаризационная стоимость имущества каждый год увеличивается (и довольно значительно) по решению областной администрации.
Еще меньше оптимизма вызывает новая схема взимания земельного налога. Отныне его величина зависит от кадастровой стоимости участка – то есть от того, насколько он близок к центру и что на нем стоит – дом или завод.
Хорошая новость для жильцов муниципальных многоквартирных домов – в 2006 году решено не облагать земельным налогом участки, на которых стоят их жилища. Однако через год-два основной массе горожан придется раскошелиться.
Это время уже пришло для владельцев частных домов. По словам депутата Владимира Кутырина, в отдельных районах города земельный налог вырастет в полтора раза. В среднем он будет составлять около двух рублей за квадратный метр.
– Не надо драматизировать ситуацию, выхватывая один дом, – защищался директор департамента социально-экономического развития города Александр Нечаев. – В среднем налог вырастет на 7,8 процента.
– А вот налог на промышленные предприятия вырастет на 55 процентов, – заметил депутат, гендиректор ОАО «Ярославский завод силикатного кирпича» Валерий Быстров. – Это означает, что увеличится себе-стоимость, а значит, и цены на продукцию.
Народные избранники не услышали опасений коллег и утвердили новые ставки земельного налога. Кто же еще будет платить, как не промышленники?
Но настоящую революцию муниципалитет произвел в налогообложении малого бизнеса. Все решилось в последний момент. Сейчас 8 тысяч ЧП и тысяча малых предприятий, в основном торговцы и владельцы общепитовских точек, платят вмененный налог. До сих пор корректирующие этот налог коэффициенты утверждались областным законом, а теперь это право муниципалитета. В принципе уровень налогов сохранен (средний рост – 10 процентов).
Однако по предложению Ильи Осипова и Александра Нечаева введен новый коэффициент. Уровень «вмененки», которую будет платить предприниматель, станет повышаться или понижаться в зависимости от уровня зарплаты наемных работников (на малых предприятиях в Ярославле работают 33 тысячи человек). Это сделано для того, чтобы вывести из тени зарплату, выдаваемую в конвертах.
Итак, если коммерсант установил оклады ниже прожиточного минимума (2620 рублей), то вмененный налог увеличивается на 20 процентов. Если у него нет работников или зарплата их не ниже средней по городу (8400 рублей), то сумма налога не меняется. Если же предприниматель будет платить больше 8400 рублей, то «вмененка» сократится на 20 процентов. Против такой схемы возражает налоговая инспекция, однако муниципалитет все-таки рискнул ее утвердить. Интересно, что новый стимул (в переводе с латыни – кнут) никак не коснется автоперевозчиков и владельцев сети «Во блин». Для них и так ставка налога максимальная.
МЭР И «МУСОРНАЯ МАФИЯ»
Уже смеркалось, когда по просьбе депутатов Виктор Волончунас дал объяснения по «мусорному» уголовному делу, расследуемому прокуратурой Кировского района Ярославля. Как уже писал «Северный край» (см. номер за 1 ноября), следователи считают, что мэрия незаконно заключила договор с ЗАО «Чистый город» на утилизацию городского мусора. Накануне мэр давал свидетельские показания в прокуратуре вместе с Александром Нечаевым и директором департамента город-ского хозяйства Валерием Пенкиным.
– Наша совесть чиста, – заявил депутатам Волончунас. – Мы же не такие люди, чтобы принимать незаконные решения.
Мэр рассказал, что в 2000 году заинтересованные лица предлагали ему несколько вариантов решения мусорной проб-лемы. Оказалось, что по-строить мусоросжигающий завод стоит 120 млн. долларов. Реальный выбор был между фирмой «Инконтракт» и МУП Ярославского района «Скоково». В 2001 году мэрия на конкурсе выбрала первого партнера. В. Волончунас уверен, что происходящая на наших глазах «разборка» инициирована проигравшими конкурентами, а также настоящей «мусорной мафией». На последнюю работают подозрительные личности, собирающие ценные отходы в мусорных баках. По мнению мэра, «Чистый город» мешает серому рынку мусора.
– Мне сказали: «Тебе за это дело мало не покажется». И действительно, во время выборов мэра меня пытался оклеветать тогдашний депутат Александр Симон. Кстати, я лишил его муниципального заказа по вывозу мусора с двух улиц, так как он срывал выполнение своих обязательств.
Напомним, что владельцы фирмы «Инконтракт» подрядились построить мусоросортировочный завод, а городские власти обещали привозить на него 160 тысяч тонн мусора. В 2003 году во исполнение этого контракта мэрия без конкурса заключила договор с ЗАО «Чистый город» на утилизацию твердых бытовых отходов. Прокуроры уверены, что нужно было проводить второй конкурс, а вот мэр считает, что его не требовалось.
– Где еще есть мусоросортировочные заводы в Ярослав-ской или соседних областях? Зачем проводить второй конкурс? Чтобы выиграло «Скоково», чьи услуги дешевле, но нет сортировки? – задавал вопросы Волончунас.
По его словам, столь же необоснованны претензии прокуроров и по включению в расценки на вывоз мусора для горожан затрат «Чистого города» на приобретение техники по лизингу. Мэр уверен, что ярославцы платят за предоставляемую услугу, а состав затрат подрядчика их волновать не должен. Прокуратура же, похоже, намерена доказать, что чиновники в данном случае нарушили Уголовный кодекс.