Сегодня исполняется 80 лет со дня кончины святейшего патриарха Тихона. Вчитываясь в тексты его обращений к пастве, видишь настоящую тревогу о людях, искреннее стремление облегчить их страдания и утешить их.
Ярославскую кафедру владыка Тихон занимал с 1907 по 1914 год. Этому времени предшествовало служение в сане епископа Холмско-Варшавской епархии, а затем назначение епископом Алеутским и Аляскинским. Владыка Тихон был одним из тех российских пастырей, усилиями которых началось строительство первых православных храмов в Соединенных Штатах Америки. В ча-стности, труды будущего патриарха привели к тому, что 22 мая 1901 года на 97й улице Нью-Йорка был заложен первый камень Свято-Николаевского собора, а позднее в Чикаго на средства богатых американцев был построен прекрасный Свято-Троицкий собор.
Он совершал свои пастырские путешествия по всему неласковому северному краю то на пароходике, то на «байдаре», а то пешком по тундре, так и теперь он ездил по Ярославскому краю. Служил литургии в самых отдаленных храмах, интересовался повседневной жизнью приходов, был прост и искренен в общении. Его сотрудник вспоминал такой случай:
«В один из многочисленных объездов своей довольно обширной епархии владыка Тихон заехал в какую-то пошехонскую глушь, в дебри и посетил находящийся здесь приходской храм, священником в котором состоял семинарист, только недавно получивший духовное звание и женившийся. Естественно, что появление в такой тмутаракани маститого и заслуженного архиепископа, хотя и известного своим благодушием и милостивым нравом, произвело «целое землетрясение». Осмотрев храм, владыка по обычаю посетил домик батюшки и угостился предложенным скудным деревенским яством... Выпил, чтобы не обидеть радушных хозяев, и стопку. Поговорив о деле, владыка, ввиду предстоящего дальнего пути, стал собираться. Когда он вышел в сени, здесь, по старой русской традиции, появилась снова молодая матушка со стопкой, которую она держала трясущимися руками на тарелке: «Посошок – на дорогу!» И батюшка, и матушка, низко кланяясь, просили владыку «не побрезговать». Умиленный радушием бесхитростных юных хозяев, архипастырь взял стопку и, пригубив, почувствовал, что это какая-то гадость, поморщился и произнес от неожиданности: «Горько». Услыхав это знакомое, еще недавно так часто слышанное ею слово, молодая матушка, приняв его за известный символический призыв, радостно и порывисто кинулась к своему молодому мужу и, крепко обняв, поцеловала его, оторопевшего от неожиданности. Он и все присутствовавшие при проводах до невероятности смутились. Не смутился только один владыка. «Вот так и живите», – промолвил он при виде этой нежной пары, поцеловал их сам, благословил и уехал».
...Когда в 1914 году пришло известие о назначении Тихона архиепископом Литовским и Виленским, ярославцы восприняли его с горечью. А в июне 1917 года архиепископ Тихон был избран митрополитом Московским и Коломенским. «Богословский вестник» писал: «Европейски просвещенный архиепископ Тихон на всех местах своего епископского служения проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердости и энергии и одновременно человеком большого такта, сердечным, отзывчивым...»
ПАТРИАРХ ТИХОН
Патриархом Тихон был избран 5 ноября 1917 года в переполненном храме Христа Спасителя, где свидетелями жребия были тысячи людей. Сама процедура совершения жребия заслуживает отдельного описания.
Митрополит Киевский и Галицкий Владимир в алтаре написал на трех пергаментах имена трех кандидатов на патриарший престол, определенных ранее большинством голосов Церковного собора. Каждый из пергаментов митрополит свернул в трубочку, надел по резиновому кольцу и вложил их в особый ковчежец. Затем встряхнул его и перевязал тесьмой, концы которой были запечатаны сургучной печатью. Этот ковчежец вынесли на солею и поставили перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. По окончании литургии митрополит Владимир вновь взял ковчег, встряхнул его, разрезал тесьму и поднял крышку. В этот момент из алтаря вышел старец – иеромонах Зосимовой пустыни Алексий, долгие годы до этого пребывавший в затворничестве. Он долго молился перед чудо-творной иконой, а затем вынул жребий. Митрополит Владимир развернул и прочел его: «Митрополит Московский и Коломенский Тихон!» «Аксиос!» – возгласили тысячи людей ему в ответ. («Достоин!» – греч.)
В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ
«Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль, – сказал владыка Тихон в ответ на сообщение о своем избрании. – Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину!» Эти слова, прозвучавшие 5 ноября 1917 года, были пророческими. Прошло чуть меньше года. Декрет об отделении Церкви от государства был воспринят как сигнал к повсеместному уничтожению Церкви и ее служителей, к «экспроприации» церковного имущест-ва, к осквернению и уничтожению святынь. Но авторитет патриарха Тихона в народе был так велик, что одного его слова было достаточно, чтобы услышали и верующий люд, и его недруги.
«Все, взявшие меч, мечом погибнут». Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя «народными» комиссарами, – писал патриарх Тихон в письме к Совету народных комиссаров осенью 1918 года. – Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы... Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото... Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне...»
Разговор с властью в подобном тоне редко заканчивается без последствий. Патриарх Тихон был арестован. Стено-граммы его допросов, сохранившиеся в архиве Федеральной службы безопасности России, стали основой замечательной книги о нем, вышедшей семь лет назад в серии «Жизнь замечательных людей».
Один из сохранившихся документов – собственноручно написанное патриархом распоряжение о том, что на время его «удаления от дел всю полноту духовной власти» он передает архиепископу Ярославскому и Ростовскому Агафангелу.
Однако это поручение тот выполнить не смог: «лидерами» Церкви в тот момент попытались объявить себя обновленцы – живоцерковники. В судьбе патриарха Тихона они сыграли роль, сопоставимую с предательством Иуды в земной судьбе Христа. Выступая в видимом согласии с большевиками, приверженцы «обновления» отвергали церковные уставы, закрывали монастыри, ликвидировали святые мощи... Созвав «второй Поместный собор», живоцерковники решили расправиться с патриархом. Это решение члены их делегации и прочли архипастырю в тюремной камере глубокой ночью 8 мая 1923 года. Интересно отметить, что постановление собора о лишении патриарха Тихона сана, звания и монаше-ства было принято при шести воздер-жавшихся. Среди них были четыре мирянина, один пензенский священник и епископ Филипп Рыбинский...
Однако всем этим испытаниям суждено было завершиться. Слишком велик был авторитет всероссийского патриарха, чтобы большевикам можно было его расстрелять. В адрес Совнаркома со всего мира стекались письма с просьбами и требованиями о его освобождении.
В июне 1924 года патриарх Тихон получил свободу. И почти ежедневно с того момента совершал службы в московских храмах, минуя до поры до времени лишь те, которые побывали в руках обновленцев. Именно поэтому, как свидетельствовала одна из московских газет того времени, в храме Христа Спасителя «в самое Рождество было не более трехсот человек. А в храме Василия Кесарийского на Тверской, где служил всенощную патриарх Тихон, поместилось не менее пяти тысяч человек, да еще столько же не вошло в храм за переполнением его».
...По земным меркам одиннадцатый патриарх всея Руси и первый архипастырь нового времени прожил недолгую жизнь – всего 60 лет. Семь с половиной лет его патриаршего служения были непрерывным восхождением на российскую Голгофу. Нынешний патриарх Московский и всея Руси Алексий так написал об архипастыре Тихоне: «Он напрягал все силы души, чтобы оставаться кротким и миролюбивым перед искаженным злобой лицом воинствующей безбожной власти, но вместе с тем никогда не шел на компромиссы и уступки, которые могли бы угрожать един-ству и целостно-сти православия».
//Публикацию подготовила Светлана ПАНОВА.