Собственно, почему «почти»? Ведь хозяева экспозиции – а их почти 300! – и есть плюшевые Винни-Пухи, столь хорошо знакомые каждому из нас. До того, как стать экспонатами, все эти столь непохожие друг на друга медведики принадлежали разным хозяевам, так что в импровизированную медвежью берлогу их пришлось собирать по всему городу. Однако устроитель экспозиции, старший научный сотрудник Алексей Федорчук не теряет надежду, что при извест-ной благосклонности город-ского начальства (имеется в виду благосклонность финансовая) медведям не придется больше расставаться, и они станут первыми экспонатами городской постоянно действующей выставки сувенирных и игрушечных медведей. Надежда эта подпитывается и надвигающимся тысячелетием города, чьим символом, как общеизвестно, является именно медведь. И кому, как не нам, и где, как не здесь...
А известно ли вам, что гербы у города Ярославля и у Ярославской области хоть незначительно, но отличаются? Сотрудники музея с удивлением открыли для себя этот факт при подготовке экспозиции, в которую, разумеется, входят и гербы, и металлические медведи, которые некогда украшали капоты грузовых автомобилей, выпускаемых на нашем моторном заводе.
Самому старому экспонату коллекции почти сто лет. Надо признать, что он выгодно отличается по дизайну от современных Михайло Иванычей китайского производства, которые, как ни называй и ни наряжай, все равно выглядят как два брата из ларца – одинаковы с лица. То есть с морды. Уж явно не таким обезличенным был первый игрушечный мишка, придуманный в Германии в 1902 году некой Маргарет Штайф и ее племянником Рихардом. Мальчик после посещения цирка нарисовал поразившего его воображение циркового мишку на бумаге, а любящая тетушка тут же смастерила зверя из кусочков мохера. Однако окончательный вариант новой игрушки предприимчивые тетушка с племянником представили на суд зрителей лишь год спустя на знаменитой Лейп-цигской ярмарке. Новинка имела бешеный успех.
А вот американцы именно свою нацию считают родоначальницей столь популярной детской игрушки и мотивируют эту версию тем, что Теодор Рузвельт примерно в то же время спас медвежонка, приготовленного ему для охоты, отпустив бедолагу в лес. Как это бывает в стране звездно-полосатого флага, подвигом президента восхищались все граждане, от мала до велика. А владелец маленькой свечной фабрики даже собственноручно изготовил игрушку-медведя и выставил его в витрине магазина, снабдив рукотворный шедевр (hand made практически) подписью «Медведь Теодора». Игрушка произвела фурор, а мишку вскоре стали фамильярно звать Тедди.
В Россию же плюшевый интурист попал лишь в 1908 году и стоил в первые годы своего освоения бескрайней русской территории баснословно дорого... Впрочем, времена и вкусовые пристрастия если и меняются, то незначительно. В знаменитой кукольной галерее имени Вахтангова, расположенной в Центральном Доме художника в Москве, собрана коллекция авторских плюшевых мишек. Их «родители» – известнейшие кукольные художники мира. Каждый такой мишка изготовлен в един-ственном экземпляре, и в связи с этим стоимость его доходит до... нескольких десятков тысяч долларов! И вы знаете, покупают!
Однако я вынуждена снизить градус страсти – столь ценных экземпляров на новой выставке «Мой любимый мишка» нет. Ее обитатели – весьма бывалые и потрепанные жизнью медведи, отслужившие «в гувернантках» у своих маленьких хозяев не один срок. Свидетельство былых педагогических заслуг – зацелованные до проплешин игрушечные лбы и отковырнутые любознательными хозяевами носы добродушных подопечных. Заслуженных ветеранов детства это, впрочем, ни-сколько не портит. На ум автоматически приходят забытые строчки Агнии Барто: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший».