постом, молитвой, мученичеством за Христа, пример для нынешних христиан.
13 марта. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье. В этот день на литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним, без чего нельзя получить и прощения грехов от Отца Небесного. А в конце службы по православному обычаю все в храмах встают друг перед другом на колени и испрашивают прощения «Христа ради». Отвечают на эту просьбу следующими словами: «Бог простит, и я прощаю».
14 марта. Начало Великого поста. Первая неделя его отличается особой строгостью. В понедельник, вторник, среду и четверг на вечерних службах, они называются Великим повечерием, читается Великий канон Андрея Критского. «Душе моя, душе моя, восстань, что спиши», – весь канон преподобного – покаянный плач христианской души, призыв оглянуться на прошлое и начать жить чисто и свято.
15 марта. Церковь чтит икону Божией Матери «Державная». Установлено, что день обретения ее в селе Коломенском под Москвой совпал с вынужденным отречением от власти Российского императора Николая II. Православные люди увидели в этом знак того, что отныне Пресвятая Богородица берет Русь под свою державную защиту. С иконы были сделаны списки, но вскоре многие из них были изъяты новой властью, а те, кто хранил их у себя, арестованы. Чудесным образом икона вновь явила себя в 1990 году: неожиданно ее обнаружили в запасниках Государственного исторического музея.
18 марта. Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Они считаются небесными покровителями нашего города. В этот день церковь поминает еще одного святого, просиявшего в земле Ярославской, – преподобномученика Андрея Пошехонского, жившего в XVI веке. Чтит Церковь в этот день икону Божией Матери, именуемую «Воспитание». Она имеет особую благодать помогать в воспитании детей в духе благочестия. В пятницу первой недели Великого поста на литургии в память великомученика Феодора Тирона освящается коливо, или кутья – отварная пшеница с медом, которые помогли христианам сохранить пост во времена Юлиана-отступника, он в насмешку над верующими велел окропить приготовленную ими на пост пищу кровью жертвенных животных. Но, питаясь одним коливом, христиане продержались в течение целой недели.