Общественность (кроме солдатских матерей) не особенно тревожилась, хотя задуматься было о чем. Как же это получается: восемнадцатилетний парень ни в огонь, ни в воду, ни под заточки бандитские идти не боится, а под присягу становиться не хочет? Причем до такой степени не хочет, что многие рядовые должности в системах МЧС, пожарной охраны или наркоконтроля процентов на шестьдесят – семьдесят укомплектованы молодыми людьми призывного возраста.
Наверное, именно этот факт заставил депутатов Государственной Думы РФ задуматься об отмене некоторых положений законов «О воин-ской обязанности и военной службе» и «О милиции». Суть их инициатив сводится к тому, что дефицит приблизительно в двадцать тысяч штыков предполагается компенсировать, отобрав у нынешних школьников, готовых служить в неармейских силовых структурах, право на отсрочку от призыва. Хорошо еще, что пока не покусились на права студентов сначала получить образование, а уж потом осваивать науку «привет-ствовать старшего по званию». Однако и то, что происходит, достойно более пристального рассмотрения.
Во-первых, даже с учетом того, что молодежь «выбирала МЧС», перекомплекта штата низовых сотрудников ни в этой структуре, ни в милиции, ни в Госнаркоконтроле не наблюдается. За те деньги, что предлагаются постовым (или рядовым спасателям, или пожарным в боевых расчетах), могут служить только воистину святые люди, готовые питаться овсянкой, не стремящиеся создать семью и не помышляющие скопить не только на квартиру, но и на новый гражданский пиджак... Если кто еще не понял, это как раз и была та самая альтернативная служба, о необходимости которой столько говорилось как на кухнях, так и в самых высоких кабинетах.
Во-вторых, и сами военные (и депутаты, кстати, тоже) далеко не уверены, что после принятия поправок можно будет рассчитывать на то, что удастся призвать все двадцать упомянутых тысяч. Максимум, о чем может идти речь, – пять-шесть тысяч дополнительных призывников. Уже сегодня будущие «дяди Степы», заканчивающие школу, ищут другие способы от армии отмазаться. И многие эти способы найдут, поскольку еще в средние века кто-то из европейских философов сказал, что «суровость российских законов смягчается необязательностью их выполнения».
Тут важно еще и то, что во многих регионах России (и Ярославская область – не исключение) в систему МВД на должности младшего начальствующего состава принимаются только лица, отслужившие в рядах Вооруженных сил, а офицерские должности, подразумевающие наличие высшего образования (в той редакции поправок, что была принята депутатами Госдумы), призыву не подлежат. Как пояснили нам вчера в пресс-службе УВД, не будут мобилизованы и милиционеры призывного возраста, поступившие на службу до 1 января 2005 года.
Таким образом, после вступления поправок в силу может оголиться штат МЧС, пожарной службы и Госнаркоконтроля. Впрочем, первый заместитель начальника главного управления МЧС по Ярославской области Олег Анатольевич Бочаров в этом проблемы не видит. МЧС готово компенсировать потери личного состава за счет вольнонаемных граждан.
В-третьих, и в самых главных, далеко не факт, что призыв дополнительных солдат приведет к усилению обороноспособности страны.
Солдат в России не хватало всегда. Их не хватало еще в Советском Союзе с его огромной рождаемостью в Азии. В начале восьмидесятых, например, с младших курсов всех ярославских вузов выметали студентов. И что? Ослабли традиции дедовщины? Меньше стало самострелов? Резко возросла обороноспособность страны? Прямой связи как-то не усматривается... Дач генеральских, наверное, построили не меньше. План по призыву выполнили и премию за то получили (это обязательно). Но далеко не факт, что каждому призванному довелось пострелять из банального АКМ хотя бы пяток раз за весь срок службы.
Безусловно, Россия с ее огромной протяженностью границ и территорией нуждается в большой армии. И солдат пока придется призывать, в чем нет особого греха. Службу по контракту могут позволить себе разве что богатенькие США, с одной стороны граничащие с дружественной Канадой, а с другой – с не столь уж сильной Мексикой. Но надо отдавать себе отчет и в том, что латанием тришкиного кафтана проблему уже не решить. И неплохо бы сначала наладить дела в самих Вооруженных силах таким образом, чтобы молодые люди перестали бегать от призыва, как черти от ладана. Тогда, скорее всего, и вопрос о том, какая служба является наиболее почетной, будет решаться без помощи депутатов.